«Вирусы»




Скачать 98.42 Kb.
Название«Вирусы»
Дата публикации02.04.2013
Размер98.42 Kb.
ТипПрезентация
odtdocs.ru > Биология > Презентация

МБОУ Токрёвская СОШ №2

Открытый урок в 9-м классе

по биологии с использованием ИКТ

Тема: "История и методы изучения клетки.

Клеточная теория."



Провела учитель биологии:

Талалаева Светлана Владимировна

2012 год


Цель: познакомить учащихся с историей открытия и изучения клетки, основными положениями клеточной теории и методами изучения клетки.

Задачи образовательные: сформировать знания об истории открытия клетки, учёных внесших вклад в изучении строения клетки, разобрать основные положения клеточной теории, выяснить какие методы используются в цитологии для изучения клетки.

^ Задачи развивающие: продолжить формирование умений и навыков использовать различные информационные источники: интернет, дополнительную литературу при подготовке к уроку, умения сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать монологическую речь учащихся, совершенствуя технику публичных выступлений.

^ Задачи воспитательные: формирование умений самостоятельной работы , показать общебиологическое значение клеточной теории.

Метод: репродуктивный.

Оборудование: мультимедийный проектор, таблица «Общая схема строения растительной и животной клеток», микроскопы, микропрепараты.
^

Ход урока 

1. Организационно- психологический момент


Приветствие детей учителем, доброжелательная обстановка.

Оглашение темы урока учителем.

В тетради дети записывают тему урока.

Совместное определение с учащимися целей и задач урока.

Настрой на продуктивную совместную деятельность.
^

2. Проверка знаний:


  1. Рассказать какое строение имеют вирусы?

  2. Какие особенности отличают вирусы от других живых организмов?

  3. Презентация на тему: « Вирусы».

Зарядка для ума.

Учитель. Мы с вами изучили признаки живых организмов. На листочках у вас записаны всего несколько признаков, только вот буквы все перепутались. Найдите и запишите в тетради эти признаки. Первые трое правильно ответившие получат отличные оценки:

  • Жидрастьмораз – раздражимость;

  • Таниепи – питание;

  • Гуциясаремоля – саморегуляция;

  • Сорт – рост;

  • Витиераз – развитие;

  • Леднасвенстность -наследственность;

  • Ханеиды – дыхание;

  • Мноразниеже – размножение.

^

3. Новый материал


Презентация.

Мы узнали много нового о сложном строении клетки, об истории её открытия и создании клеточной теории.  Давайте вернёмся мысленно и зрительно в те далекие времена, когда люди впервые произнесли слово «клетка».

           ^ XVII век – век открытий, противоречий и взлетов в науке, искусстве, литературе.

XVII век – это времена, когда люди обращаются к природе, видя в ней истоки жизни. Природа во всем: в музыке, живописи, литературе.

^ Вы слышите, как звучит музыка великого композитора Антонио Вивальди, который жил и творил в это время.

Звучит запись музыки Вивальди.

           Звучат «Времена года», а это и шум весеннего ручейка, и щебет птиц в голубом небе. В этом же веке появилась целая плеяда прогрессивных естествоиспытателей, которые пытались проникнуть в самые сокровенные тайны природы.

^ Кого вы сможете назвать? Какие открытия совершили переворот в воззрениях на строение живых существ?
           

О, этот XVII век – век великих открытий, чудной музыки Вивальди, которая звучит сегодня на уроке. В этом же веке было сделано одно из самых великих открытий – была открыта биологическая клетка. Много времени прошло с тех пор. Это время в науке было наполнено новыми открытиями, фактами и противоречиями.
^ Итальянец М.Мальпиги, англичанин Н. Грю, чех Я.Э. Пуркине, немцы М. Шлейден и Т. Шванн внесли свой вклад в изучение клетки.

          

К 30-м годам XIX века накопилось немало информации, фактов, новых знаний о клетке, которые необходимо было систематизировать и обобщить.

Прекрасные «Времена года» напоминают нам о вечной связи с природой, о единстве всех её частей. Природа всегда прекрасна – и в произведениях великих композиторов, художников, и в открытиях великих ученых - биологов

Закрепление:

Задание: Вспомни, сопоставь, покажи.

На доске висит таблица

«Строение растительной и животной клеток». Что объединяет эти клетки? Пойти к доске и на таблице показать общие компоненты (ядро, мембрана, цитоплазма)


В сложных многоклеточных организмах клетки специали­зированы по выполняемой ими функции и образуют ткани; из тканей состоят органы, которые тесно связаны между собой и подчи­нены нервным и гуморальным системам регуляции.

- На какие две группы можно разделить все живые организмы?

Приведите примеры живых организмов, относящихся к этим группам.

{Учащиеся приводят примеры прокариот и эукариот.)

На протяжении школьного курса биология мы знакомились с разными клетками. Давайте попробуем смоделировать клетку. На доске даны контуры клетки. А вспомнить строение клетки нам поможет стихотворение.

Я читаю стихотворение, а вы записывайте основные оганоиды клетки. - (указать число органоидов)

Возьмем, к примеру: дом стоит из тыщи кирпичей,

И мир природы состоит из маленьких частей.

Так клетка, кажется, мала! Но в микроскоп взгляните:

Ведь это целая страна, и в той стране столицей

Является ядро. Внутри него хранятся

Запасы хромосом –  дискеты с информацией.

В столице, как положено, от центра совсем рядышком,

От мира отгорожено главенствующее ядрышко.

А цитоплазма ширится огромным океаном,

Вокруг него границей – наружная мембрана.

И органы другие там трудо/м поглощены

Своим, согласно отраслям, на благо всей страны.

Все знают, без энергии придет всему конец.

Её даст митохондрия, работая, как ТЭЦ.

Заводов рибосомы работа нелегка –

Их вклад такой весомый при синтезе белка!

А эндоплазмы сети –  то транспорт для веществ.

Пути – дороги эти основа связи есть.

Ещё есть комплекс Гольджи, покуда полный тайн.

Его ты, если хочешь,  попробуй разгадай.

Ученым, чтоб решить секрет всех клеточных проблем,

Еще на много сотен лет работы хватит всем.

Выполнить лабораторную работу: «Строение клетки».

1.Рассмотреть под микроскопом готовый микропрепарат с раститильной клеткой.

2.Отметьте какие части клетки вы видите?

3. Зарисуйте2-3 клетки кожицы лука.

4. Сделайте обозначения.

5. Вывод по выполнению работы.

Д/Задание: п.2.1, рабочая тетрадь, составить кроссворд по органоидам клетки.

Итог урока - комментирование оценок.

Задача 1.

Известно, что с помощью методов глубокого замораживания можно консервировать не только продукты питания, но и живую ткань. Действуя по специальной методике, охлаждая организм с помощью жидкого, гелия или водорода соответственно до температуры -269 или -253, можно добиться полной остановки всех жизненных процессов. Положительный результат был достигнут в опытах с целым рядом живых организмов. Также успешно замораживали и потом восстанавливали культуры человеческих тканей. Как можно использовать этот процесс для сохранения редких и исчезающих видов растений и животных?

{Создание банка глубоко замороженных половых и соматических клеток нужных живых организмов. В будущем можно будет возродить содержащуюся в клетках генетическую информацию. Возможно вынашивание эмбриона самкой другого, родственного вида.)

Задача 2.

В середине прошлого века зоолог Теодор Зибольд обратил внимание ученых мира на одно странное обстоятельство. В телах пресноводной гидры, некоторых червей и инфузорий он обнаружил хлорофилл. Позднее хлорофилл обнаружили и у других животных: губок, гидроидных полипов, медуз, кораллов, коловраток, моллюсков. Они, как показали опыты, могли месяцами обходиться без пищи. Это обещало интересное открытие. И открытие было сделано. Правда, оказалось, что «животный хлорофилл» создан тоже растениями. Назовите это открытие.

(Микроскопические водоросли переселились под кожу многих более или менее прозрачных животных и стали питать себя и приютивших их животных. Водоросли используют углекислый газ, выделяемый организмами животных. Явление, когда организмы извлекают пользу из совместного существования, называется «симбиоз»?)

Анализ признаков по схеме.


Признаки живых организмов:

  • Жидрастьмораз

  • Таниепи

  • Гуциясаремоля

  • Сорт

  • Витиераз

  • Леднасвенстность

  • Ханеиды

  • Мноразниеже

Задание.

Блиц опрос. Учитель задаёт вопросы, ответы должны быть точными и краткими.

Вопросы.

  1. Какими царствами представлена живая природа? (растения, животные, грибы, растения)

  2. Из чего состоят представители царств живой природы? (клеток)

  3. Какое еще существует пятое царство? (вирусы)

  4. Какова особенность вирусов? (не имеют клеточного строения)

5.Какие существуют уровни организации жизни? (молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный)



^ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ КЛЕТОЧНОЙ ТЕОРИИ

  1. Клетка является структурной и функциональной единицей живого, представляющая собой элементарную живую систему. Для нее характерны все признаки живого.

  2. Клетки всех организмов имеют сходный химический состав и общий план строения.

  3. Новая клетка возникает в результате деления исходной клетки.

  4. Многоклеточные организмы развиваются из одной исходной клетки.

  5. Сходство клеточного строения свидетельствует о единстве их происхождения.

Лабораторная работа:

«Строение клетки».

1.Рассмотреть под микроскопом готовый микропрепарат с раститильной клеткой.

2.Отметьте какие части клетки вы видите?

3. Зарисуйте2-3 клетки кожицы лука.

4. Сделайте обозначения.

5. Вывод по выполнению работы

Карточка поэлементного самоконтроля по теме:

«Основные положения клеточной теории».

Фамилия, имя ___________________________________________ 9 «А» класс


Вопросы

Знаю, понимаю

Умею, отличаю

Умею с ошибками

Испытываю большие затруднения

по теме

Не

умею

1.Чем растительная клетка отличается от животной?
















^ 2.Кто открыл микроскоп?
















3. Из чего состоят представители царств живой природы?
















^ 4. Какие существуют уровни организации жизни?
















^ 5. На какие две группы можно разделить все живые организмы?


















^ 6.Может ли вирус существовать вне клетки?
















^ 7.В чем сущность клеточной теории?
















8.С помощью каких приборов изучалась клетка?
















9.Каково значение цитологии?
















10.Назвать органоиды кл.


















Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лабораторная работа №16 тема: вирусы и антивирусы
В дополнение к этому вирусы могут повредить или полностью уничтожить все файлы и данные, подконтрольные пользователю, от имени которого...

Задание повышенной трудности по теме «Компьютерные вирусы»

На тему: “Вирусы и антивирусные средства”
Антивирусная программа, принцип работы которой основан на проверке файлов, загрузочных секторов дисков и оперативной памяти в поиске...

Вирусные гепатиты: как уберечься?
Вызывают их вирусы. Попав в организм, они поражают печень. При этом нарушаются все виды обмена веществ, которые осуществляет здоровая...

Компьютерные вирусы
Появление компьютерных вирусов — один из наиболее интересных моментов в истории технического прогресса 20-го века. Вирус не может...

Руководство test. Com позволит вам протестировать работоспособность...
Эта программа на самом деле вирусом не является, но определяется большинством антивирусных программ якобы как вирус. При этом антивирусные...

Ведущее место в инфекционной патологии детского возраста занимают...
Острые кишечные инфекции (оки), или острые диарейные болезни, — это большая группа заболеваний, объединенных развитием диарейного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница