Организация питания дошкольников




Скачать 59.94 Kb.
НазваниеОрганизация питания дошкольников
Дата публикации02.04.2013
Размер59.94 Kb.
ТипДокументы
odtdocs.ru > Биология > Документы
ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

        Рациональное питание детей дошкольного возраста ― необходимое условие их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды.    

      Кроме того, правильно построенное питание формирует у детей полезные привычки, закладывает основы культуры питания.

      Основным принципом правильного питания дошкольников должно служить максимальное разнообразие пищевых рационов. Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов ― мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, сахара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др. можно обеспечить малышей всеми необходимыми им пищевыми веществами. И, наоборот, исключение из рациона тех или иных из названных групп продуктов, равно как и избыточное потребление каких-либо из них, неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей.

      Мясо, рыба, яйца, молоко, кефир, творог, сыр являются источником высококачественных животных белков, способствующих повышению устойчивости детей к действию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов. Поэтому их следует постоянно включать в рацион питания дошкольников. Предпочтительнее нежирная говядина или телятина, курица,  значительно менее полезны разные виды колбас (как вареных, так и копченых).  

     Среди рекомендуемых видов рыбы ― треска, хек, минтай, навага, судак и др. Рыбные деликатесы (икра, соленая рыба, консервы ) лучше включать в рационы дошкольников лишь изредка и в небольших количествах, поскольку они по своей пищевой ценности не имеют никаких преимуществ перед свежей рыбой, но содержат много соли и оказывают раздражающее действие на незрелую слизистую желудка и кишечника детей.

     Мясо и рыба могут быть приготовлены в виде самых разнообразных блюд ― котлет, тефтелей, фрикаделек, гуляша, антрекотов, сосисок, сарделек и др. ― в зависимости от индивидуальных вкусов дошкольников. Не следует сильно обжаривать пищу, лучше отваривать и тушить, так как возникающие при обжаривании продукты окисления жиров раздражают нежную слизистую желудка и кишечника дошкольников и могут вызвать изжогу, боли в животе и др.

      Молоко и молочные продукты ― источник белка, один из основных поставщиков легкоусвояемого кальция, необходимого для образования костной ткани ― витамина В2 (рибофлавина).

     Наряду с молоком целесообразно ежедневно давать детям 150-200 мл кефира, йогурта, ряженки или других кисломолочных напитков, способствующих нормальному пищеварению и угнетающих рост болезнетворных микроорганизмов в тонком кишечнике. Детям обязательно требуются такие молочные продукты, как сыр, творог, сметана. Два последних продукта можно использовать только после тепловой обработки.

     ^ В питании дошкольников необходимо широко применять овощи, фрукты и плодоовощные соки.

     Дошкольник должен получать 150-200 г картофеля и 200-300 г овощей (капуста, огурцы, помидоры, морковь, свекла, редис, зелень, и др.) в виде салатов, винегретов, овощных супов, пюре, запеканок и др., 200 г фруктов и ягод в виде свежих плодов (яблоки, груши, вишня, сливы, черешня, малина, клубника, виноград и др.) и различные плодоовощные соки ― предпочтительно с «мякотью» (яблочный, сливовый, абрикосовый, персиковый, томатный и др.). Плоды и овощи, особенно свежие, ― важнейший источник аскорбиновой кислоты, биофлавоноидов (витамина Р), бета-каротина.

     Аскорбиновой кислотой особенно богаты черная смородина, зеленый перец, шиповник. Много ее и в цветной капусте, укропе, петрушке, клубнике. Содержание витамина С в капусте, картофеле, яблоках ниже, но, благодаря их широкому использованию в питании дошкольников, именно они обеспечивают основное количество необходимого детям витамина С.

      Плоды, овощи и плодоовощные соки ― важнейший пищевой источник калия. Весьма существенное достоинство этой группы продуктов состоит, наконец, в высоком содержании в них целлюлозы (клетчатки) и пектина. Хотя эти пищевые вещества, обозначаемые как растительные волокна, не перевариваются в желудке и кишечнике и не усваиваются организмом, их значение в питании велико. Именно они регулируют работу кишечника. Но, главное, они способны связывать (сорбировать) на своей поверхности различные вредные вещества ― как поступающие с пищей (например, тяжелые металлы), так: возникающие в организме (например, холестерин) и выводить их и кишечника. Растительные волокна в большом количестве имеются в свекле, моркови, абрикосах, сливах, черной смородине, яблоках. Очень богаты ими сухофрукты, которые к тому же содержат много калия.

        В питание дошкольников надо включать хлеб (черный и белый), крупы, особенно гречневую и овсяную, макаронные изделия, обеспечивающие детей крахмалом, растительными волокнами, витаминами Е, Вг, В2, РР, магнием и др.

       Рационы питания должны ежедневно содержать жиры в виде сливочного масла (30-40 г), сметаны (5-10 г), растительных масел (подсолнечного, кукурузного ― 8-10 г). Растительное масло следует использовать как приправу к салатам, винегретам и т.п, а сливочное ― для приготовления бутербродов, заправки блюд.

      Очень важен строгий режим питания, в котором предусмотрено не менее четырех приемов пищи: завтрак, обед, полдник, ужин, причем три из них обязательно должны включать горячее блюдо. Если интервал между приемами пищи слишком велик (больше 4 часов), у ребенка снижают работоспособность, память. Чрезмерно частый прием пищи уменьшает аппетит и тем самым ухудшает усвояемость пищевых веществ.

     В случае посещения детьми дошкольных образовательных учреждений основную часть суточного рациона питания (не менее 70%) ребенок получает именно в этих учреждениях. Поэтому в них существует такая организация питания, которая обеспечит детей большей частью необходимых им энергии и пищевых веществ.

 

        Основные принципы организации питания в ДОУ следующие:

1.  Адекватная энергетическая ценность рационов, соответствующая энерготратам детей;

2.  Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым

   факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты,

    различные классы углеводов, витамины, минеральные соли и микроэлементы

3.  Максимальное разнообразие рациона;

4. Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд,

    обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной

     пищевой ценности;

5. Учет индивидуальных особенностей детей (в том числе непереносимость ими

    отдельных продуктов и блюд);

6. Обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания, включая

   соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока,

   поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению,

   приготовлению и раздаче блюд.

 

        Дети, находящиеся в детском саду в дневное время (в течение 9-10 часов), получают трехразовое питание, которое обеспечивает их суточную потребность в пищевых веществах и энергии примерно на 75-80%. При этом на долю завтрака приходится 25% суточной калорийности, на долю обеда ― 35-40%, полдника ― 15%. Ужин, на который остается 20-25% суточной калорийности, дети получают дома.

      В ДОУ имеется утвержденное перспективное 10-дневное меню, кроме него имеется картотека блюд, входящих в меню, в которой указывается рецептура (раскладка), энергетическая и пищевая ценность каждого блюда. Использование таких карточек позволяет при необходимости оперативно заменять одно блюдо другим, равным ему по химическому составу и энергетической ценности.

      Организация питания детей в ДОУ должна сочетаться с правильным питанием ребенка в семье. Нужно стремиться к тому, чтобы домашнее питание дополняло рацион детского сада.

      Ежедневно мы рекомендуем на ужин те продукты и блюда, которые ребенок не получал в детском саду.      

       Важно, чтобы утром, до отправления ребенка в детский сад, его не кормили, так как это нарушает режим питания, приводит к снижению аппетита, в таком случае ребенок плохо завтракает в группе.

       Санитарными правилами в ДОУ не допускается изготовление простокваши, творога, кисломолочных продуктов, приготовление таких скоропортящихся блюд, как блинчики с мясом, макароны по-флотски, паштеты, студни, форшмаки. Запрещается включение в пищу грибов, фляжного и бочкового молока без кипячения, яиц и мяса водоплавающей птица, мяса, не прошедшего ветеринарный контроль, консервированных продуктов домашнего приготовления.

       Категорически запрещается готовить пищу накануне, оставлять готовые блюда на следующий день, использовать остатки вчерашней пищи, так как это может привести к пищевым отравлениям. 

         Для правильной организации питания в ДОУ имеются следующие документы:

          - утвержденный набор продуктов для ДОУ;

         - перспективное меню-раскладка и примерное 10-дневное меню;

         - накопительная ведомость расхода продуктов;

         - бракеражный журнал;

         - тетрадь бракеража сырой продукции;

         - годовые, квартальные и месячные заявки на продукты;

         - картотека блюд;

         - нормы отходов продуктов при холодной кулинарной обработке;

         - нормы выходов мясных, рыбных, овощных блюд при тепловой обработке;

         - таблица замены продуктов по основным пищевым веществам.

 

 

         В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении ответственность за организацию питания в этих учреждениях "возлагается на администрацию дошкольного образовательного учреждения". Вместе с тем, активное участие в обеспечении детей полноценным питанием принимают медицинские работники, работники пищеблока и, безусловно, воспитатели.

        

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организация питания в
Доу является важным фактором в формировании роста и развития ребенка, его здоровья не только на данный момент, но и в будущем. Организация...

Программа по формированию культуры питания школьников «Культура здорового питания»
СанПин 4 2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в оу, учреждениях начального и среднего...

План работы мбдоу детский сад №8 «Рябинка» на январь 2013 года
Оперативный контроль «Организация игровой деятельности дошкольников в течение дня»

Организация нравственного воспитания дошкольников на основе семиотического подхода
...

Работа по формированию словообразования у дошкольников с онр предполагает...
Работа над морфологической системой грамматического строя речи у дошкольников с онр

Положение об интеллектуальной олимпиаде дошкольников
Настоящее положение определяет цели, задачи, порядок организации и проведения интеллектуальной олимпиады для дошкольников "По дороге...

Организация питания в школах города
В средней школе учащиеся находятся от 4 до 5 часов, а иногда и больше. Вполне понятно, что на протяжении такого времени одного утреннего...

Использование триз в развитии креативных способностей дошкольников
Умелое использование приемов и методов триз (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую...

Практическая работа№1 Понятие «организация»
Завод, как организация, может долго находится в статике. В динамике организация стремится подстроиться под изменяющиеся внешние (мягкая...

О комиссии по контролю за организацией и качеством питания обучающихся...
Комиссия по контролю за организацией и качеством питания обучаюшихся (далее Комиссия) создается в образовательном учреждении для...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница