Программа по биологии для 12 классов построена на принципиально важной содержательной основе гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы и её закономерностей, многомерности разнообразия уровней организации жизни;




Скачать 231.57 Kb.
НазваниеПрограмма по биологии для 12 классов построена на принципиально важной содержательной основе гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы и её закономерностей, многомерности разнообразия уровней организации жизни;
Дата публикации01.04.2013
Размер231.57 Kb.
ТипПрограмма
odtdocs.ru > Биология > Программа
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение центр образования № 4» (ЦО № 4)

«Согласовано» «Утверждаю»

Руководитель ШМС Директор ЦО № 4

______________/_______/ ________________/_____________/

ФИО ФИО

Протокол №__________ Приказ № _________

От «___»________20___г. От «___»____________20____г.


Рабочая программа педагога
Моториной Маргариты Михайловны (учитель высшей категории)
по биологии 12 «а» класс (очно-заочная форма обучения)
Срок реализации 2011 – 2012 учебный год

Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол №______________

От «____»__________20____г.

^ Пояснительная записка

Рабочая программа в 12 «а» классе по биологии (очно-заочная форма обучения), составлена с учетом особенностей ЦО № 4, как вечернего образовательного учреждения. Календарно- тематическое планирование составлено на основе учебных программ Министерства Образования Российской Федерации, где на изучение биологии в 10-12 классах отводится 68 часов. Теоретическая и практическая части изучаются в полном объёме и соответствуют программам Министерства Образования РФ. Составлена на основе программы Общая биология 10-11 классы (под редакцией И.Н.Пономаревой. –М.: Вентана- Граф, 2007.) С использованием учебника Биология: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Базовый уровень / под редакцией профессора И.Н.Пономарёвой. – 2-е изд., перераб. - Вентана – Граф, 2007, с расчётом 1 час в неделю и 0,5 в неделю на принятие зачетов.

Программа разработана в полном соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного)образования по биологии.

Программа по биологии для 12 классов построена на принципиально важной содержательной основе – гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы и её закономерностей, многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры.

^ Программа предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека. Особое внимание уделено развитию экологической и здоровьесохраняющей культуры молодёжи.

^ Программа ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности, развитие индивидуальных способностей, формирование современной картины мира в мировоззрении учащихся.

^ Программа для 12 классов представляет содержание курса «Общая биология», как материалы более высокого уровня обучения, чего требует обязательный минимум содержания среднего (полного образования) с учетом дифференциации биологического образования (общеобразовательный уровень). Программа биологического образования в 12 классах состоит из трех компонентов (модулей): модуль «С»- обязательное изучение в старшей школе (как соответствие обязательному минимуму содержания программ федерального компонента государственного образовательного стандарта). Календарно-тематическое планирование разработано на основе обязательного минимального содержания образовательной программы. (36ч, 1 ч в неделю)

^ Раскрытие учебного содержания в курсе «Общая биология» проводится по разделам и темам, характеризующим особенности свойств живой природы на разных уровнях организации жизни. В том числе рассматриваются структурные уровни: молекулярный, клеточный, организменный. Это определило общее содержание курса «Общая биология» в 12 классах. Изложение учебного материала в 12 классах начинается с организменного уровня жизни. Такая последовательность обеспечивает преемственную связь с курсом химии.

Для реализации скорректированной учебной программы применяются элементы следующих методов и форм обучения:

  1. Технология уровневой дифференциации

  2. Модульное обучение

  3. Проблемное обучение

  4. Лекционно-семинарской зачетной системой

  5. ИКТ

  6. КСО

  7. Метод проектов

  8. Индивидуальное обучение

Основой организации учебной работы при очной форме обучения являются: самостоятельная работа обучающихся, групповые и индивидуальные консультации.

Требования к уровню обучающихся

В результате обучения учащиеся должны уметь характеризовать

  1. Организм как биосистему, регуляцию процессов жизнедеятельности организмов.

  2. Половое и бесполое размножение организмов, оплодотворение и его значение.

  3. Онтогенез, зародышевое и послезародышевое развитие организмов.

  4. Основную генетическую терминологию и символику, методы генетики

  5. Законы наследственности и изменчивости. Изменчивость её виды и причины, норму реакции.

  6. Значение генотипа и условий среды в формировании фенотипа, мутаций для эволюции и генетики для селекции и здравоохранения.

  7. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений, методы выведения сортов растений и пород животных, роль биотехнологии в селекции растений.

  8. Многоклеточные и одноклеточные организмы, основные положения клеточной теории.

  9. Химический состав клетки, основные структурные элементы клетки и её части.

  10. Строение и функции прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов.

  11. Деление клетки митоз и мейоз.

  12. особенности половых клеток

  13. Клеточный метаболизм, особенности пластического и энергетического обмена в клетке.

  14. Строение и функции хромосом, их роль в хранении и передаче наследственной информации.

  15. Основные биополимерные молекулы, процессы биосинтеза и расщепления биополимеров, роль ферментов как регуляторов биополимерных процессов

Уметь сравнивать:

  1. Строение клеток прокариот и эукариот.

  2. Митоз и мейоз.

  3. Биосинтез белка и фотосинтез.

  4. ДНК и РНК.

  5. Кислородный и бескислородный способы энергетического обмена.


Уметь обосновывать:

  1. Роль законов генетики в селекции.

  2. Роль хромосом и генов в передаче наследственности.

Владеть умениями:

  1. Сравнивать, доказывать.

  2. Вычленять основные идеи в учебном материале.

  3. Пользоваться предметным и именным указателями при работе с определителями растений и животных.

Составлять тезисы текста, конспектировать текст, готовить рефераты, составлять схемы на основе работы с текстом учебника и литературой для дополнительного чтения по биологии
^ Перечень учебно-методической литературы:

  1. Общая биология: Программы: 10-11классы / Под ред. И.Н.Пономаревой. – М.; Вентана-Граф, 2007

  2. Биология. 5-11 классы: развернутое тематическое планирование / авт-сост. М.В.Оданович, Н.И.Старикова, Е.М.Гаджиева. – Волгоград: Учитель 2007.

  3. Пономарева И.Н. Биология: 11 класс: базовый уровень: методическое пособие / И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова; под ред. проф. И.Н.Пономаревой. М.: Вентана-Граф, 2010.

  4. Кулев А.В. Общая биология. 10 класс: Методическое пособие. – СПб, : «Паритет»,2002

  5. ПетунинО.В. Уроки биологии в 10 классе. Развернутое тематическое планирование – Ярославль; Академия развития 2003

  6. ПименовА.В., Пименова И.Н. Биология: Дидактические материалы к разделу «Общая биология». 9 -11 классы 2004.

  7. Анастасова Л.П. Общая биология : Дидактический материал: 10-11 классы. – М., 1997.

  8. Пасечник В.В., Соломин В.П. Биология: Сборник задач и упражнений: 9-11 классы. М., 1999

  9. Единый государственный экзамен: биология: контрольные измерительные материалы 2007, 2008,2009, 2010 / авт-сост. Г.С.Калинова, В.З. Резникова, А.Н. Мягкова. – М.: Вентана-Граф.

^ Список литературы (основной и дополнительной)

  1. Пономарева И.Н. Биология: 11 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : базовый уровень / И.Н. Пономарева, О.А.Корнилова, Т.Е. Лощилина; под ред. проф И.Н. Пономаревой. – М. : Вентана-Граф, 2007.

  2. Биология в школе. – М.: Школа – Пресс (периодический журнал)

  3. Кулев А.В. Общая биология. 10 класс. СПб.: Паритет,2001.

  4. Кулев А.В. Общая биология 11 класс: Метод пособие. – СПб.: Паритет, 2001.

  5. Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии: Пособие для учителей. – М.: Просвещение,1989.

  6. Пименов А.В, Пименова И.Н. Биология: Дидактические материалы к разделу «Общая биология» 9-11 классы. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004 г.

  7. Короткова Л.С, Красновидова С.С. Дидактический материал по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение 1989 г




  1. Пименов. А.В. Уроки биологии в 10-11 классах. Часть 1, 2. Развернутое тематическое планирование. Ярославль: Академия развития, 2006, 2007 г

^ Тематическое планирование


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Уроки

Лабораторно-практические работы

Контрольные работы

Зачеты

1

Организменный уровень жизни

19

17

1

1




2

Клеточный уровень жизни

10

7

2

1




3

Молекулярный уровень жизни

7

5

1

1







Итого

36

29

4

3





^ Календарно – тематическое планирование в 12 классе (очно-заочная форма обучения) 20011-12 учебный год




^ Тема урока

Дата

Дата

Оборудование

Новые понятия темы

^ Форма организации работы на уроке

Домашняя работа




план

факт







^ Зачетный раздел № 1 «Организменный уровень жизни»
























Организменный уровень жизни (17 часов)





















1

Организм как биосистема







Таблицы, чучела животных, гербарий

Организм, регуляция деятельности организма.

Лекция с заполнением таблиц

  • 1,2

  • Классификация одноклеточных организмов

  • Классификация многоклеточных организмов

  • Метаболизм у многоклеточных организмов

  • Типы питания и способы добывания пищи




2

Многообразие организмов







Таблицы, чучела животных, гербарий

Организм, регуляция деятельности организма.

Конференция

* 1 -4




3

Формы размножения организмов







Таблицы, влажные препараты

Оплодотворение, бесполое размножение, половое размножение. Гаметы, зигота

Конференция, тестирование

* 4 – 5




зач

Закономерности эмбриологии







Таблицы, чучела животных, гербарий




Самостоятельная работа с учебником

Инд. задания




4

Оплодотворение







Таблицы

Оплодотворение, искусственное оплодотворение. Двойное оплодотворение.

Беседа, работа с таблицами

Заполнение таблиц

* 5

5

Онтогенез







Т. 13, 14, 15

Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез, постэмбриогенез. Дробление, гаструляция, нейруляция. Эктодерма, энтодерма, мезодерма.

Лекция с заполнением таблиц

  • 5 -6

  • Бесполое размножение

  • Половое размножение

  • Искусственное оплодотворение

  • Двойное оплодотворение




6

Основные понятия генетики







Т. 16, портрет Г.Менделя

Генетика, ген, генотип, фенотип. Хромосомная теория наследственности.

Беседа, работа с понятиями учебника

* 6




зач

Учет знаний по теме «Размножениеи индивидуальное развитие организмов»







Тесты




Учет знаний

* 1-6




7

Моногибридное скрещивание







Т. 16, динамическое пособие

Гибридологический метод, моногибридное скрещивание. Закон доминирования, закон расщепления

Лекция, решение задач по генетике

* 9, задачи




8

Моногибридное скрещивание







Т. 16, динамическое пособие

Гибридологический метод, моногибридное скрещивание. Закон доминирования, закон расщепления

Лекция, решение задач по генетике

* 9, задачи




9

Дигибридное скрещивание







Т. 17, динамическое пособие

Дигибридное скрещивание, закон независимого наследования признаков.

Беседа, решение задач по генетике

* 10




зач

Решение задач по генетике













Решение задач

Инд. задания




10

Взаимодействие генов







Схемы, рисунки учебника

Взаимодействие аллельных генов, взаимодействие неаллельных генов.

Беседа

Решение задач

Стр. 48 - 52

* 10

11

Явление сцепленного наследования. Хромосомная теория наследственности.







Портрет Т.Моргана

Закон сцепленного наследования, хромосомная теория наследственности

Решение задач

* 7




12

Генетика пола







Т. 18, динамическое пособие

аутосомы, половые хромосомы, наследование признаков сцепленных с полом.

Беседа, решение задач

  • 12

  • Методы изучения генетики человека

  • Наследственные болезни у человека

  • Влияние мутагенов на человека и природу

  • Клонирование

  • Факторы, определяющие здоровье человека




зач

Индивидуальная работа по теме






















13

Лабораторная работа № 1 «Решение задач по генетике»







Инструктивные карточки к лабораторной работе




Лабораторная работа № 1

Рефераты




14

Генетика человека










Генеалогический метод, близнецовый метод, цитогенетический метод, биохимический метод, популяционный метод.

Конференция

* 13




15

Модификационная изменчивость







Т. 19, гербарий

Изменчивость, модификационная изменчивость, норма реакции.

Беседа, лабораторный опыт

* 8




зач

Подготовка к зачету № 1






















16

Генотипическая изменчивость







Т. 20, 21, микропрепараты дрозофилы, микроскопы.

Генотипическая изменчивость, мутационная изменчивость, комбинативная изменчивость. Генные мутации, хромосомные мутации. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости.

Лекция, тестирование

* 8




17

Полугодовая контрольная работа







Тестирование в формате ЕГЭ по вариантам




Контрольная работа











Тема урока

Дата

Дата

Оборудование

Новые понятия темы

Форма обучения

Текущий контроль

Домашняя работа










^ Основы селекции

План

Факт
















18

Селекция, её задачи, методы и генетические основы







Портреты ученых, д\ф «Учение академика Н.И.Вавилова», т. 22

Селекция, порода, сорт, штамм.

Беседа по докладам учащихся

Тестирование

  • 11

  • Методы селекции растений

  • Методы селекции животных

19

Селекция микроорганизмов. Биотехнология.







Т. Микроорганизмов

Искусственный мутагенез. Биотехнология. Генная инженерия. Клеточная инженерия. Клонирование.

Работа с докладами учащихся

Тестирование

* 15, глава 1




«Клеточный уровень жизни»






















20

Клеточная теория строения организмов







Т.1, 2. Микроскопы, микропрепараты клеток растений и животных.

Цитология, клеточная теория. Прокариоты, эукариоты. Органоиды.

Презентация проектов. Работа в группах с микроскопами и микропрепаратами

Схема истории развития клеточной теории

  • 25

  • Строение и функции цитоплазмы

  • Строение и функции плазматической мембраны

21

Эукариотическая клетка. Цитоплазма, наружная плазматическая мембрана







Т. 3, динамическая модель «Строение клетки»

Биологические мембраны. Мембранные органоиды, немембранные органоиды. Включения.

Доклады учащихся

Работа с таблицей

  • 20

  • ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы

  • Митохондрии, пластиды

  • Ядро

22

Постоянные структурные компоненты клетки







Т. 3, графопроектор, слайды

Двумембранные, одномембранные органоиды

Работа с докладами учащихся

Работа с таблицей, игра «Узнай органоид»

  • 21

  • Общая характеристика бактерий

  • Многообразие бактерий

  • Роль бактерий в природе

  • Микробиология на службе человека Ядро

  • Немембранные органоиды

зач

Строение и функции органоидов клетки





















23

Особенности строения прокариот







Графопроектор, слайды

Архебактерии, бактерии, цианобактерии, актиномицеты. Органотрофы, литотрофы, миксотрофы.

Работа в группах, сообщения учащихся

Тестирование

Стр. 135-144

  • Многообразие вирусов

  • Строение и свойства вирусов

  • Происхождение вирусов

  • Вирусные заболевания

  • Вирусология

24

Лабораторная работа № 2 «Сравнение строения растительной, животной, грибной клетки под световым микроскопом»







Микроскопы, готовые микропрепараты животных клеток, лук, дрожжи




Лабораторная работа № 2




  • 21




25

Метаболизм в клетке







Т.8, видеофильм «Цитология»

Метаболизм, ассимиляция, диссимиляция

Беседа, с заполнением сравнительных таблиц

Решение задач

Записи в тетрадях

зач

Учет знаний по теме «Строение и функции органоидов клетки»
















Инд. карточки, тесты

* 18 -22

26

Лабораторная работа № 3 «Исследование фаз митоза на микропрепаратах»







Микроскопы, микропрепараты митоза.




Лабораторная работа № 3




*22, 23

27

Мейоз







Таблица, динамическое пособие «Мейоз»

Мейоз, коньюгация, кроссинговер

Школьная лекция

Сравнение митоза и мейоза

  • 23

  • Строение и функции гамет

  • Образование гамет

  • Сперматогенез

  • Оогенез

зач

Сдача лабораторных работ, зачетных единиц





















28

Гаметогенез







Т.12, динамическое пособие «Гаметогенез»

Гаметогенез, сперматогенез, оогенез

Беседа, доклады учащихся

Сравнение гамет, сравнение сперматогенеза и оогенеза

  • 24, 25

  • Многообразие прокариот

  • Многообразие растительных одноклеточных организмов

  • Многообразие животных одноклеточных организмов

  • Болезнетворные простейшие

  • Значение простейших

29

Контрольная работа по теме: «Клеточный уровень жизни»







Тестирование в формате ЕГЭ по вариантам















«Молекулярный уровень жизни»






















30

Характеристика молекулярного уровня жизни







Т.5, 6,7, таблицы по химии клетки

Молекулярный уровень жизни. Структурные компоненты молекулярного уровня

Работа в группах

Беседа по вопросам

  • 27

  • Биологическая роль химических элементов в клетке

  • Биологическая роль воды

  • Биологическая роль солей

31

Биологические полимеры – белки







Т. Биохимия клетки

Аминокислоты, пептидная связь. Протеины, протеиды

Школьная лекция

Работа с таблицей

* 28

зач

Учет знаний по теме: «Клеточный уровень жизни»







тесты







тестирование

* 18 - 25

32

Биологические полимеры – нуклеиновые кислоты







Т. Биохимия клетки

Нуклеиновые кислоты. ДНК, РНК. Нуклеотиды. Правило комплементарности. Репликация.

Школьная лекция

Решение задач по молекулярной биологии

* 29

33

Биосинтез белка







Т. 9, динамическое пособие «Биосинтез белка»

Транскрипция, трансляция. Кодоны, антикодоны. Полисомы.

Школьная лекция

Решение задач по молекулярной биологии




  • *31

  • Строение и функции хлоропластов

  • Строение и функции АТФ




зач

Зачет № 2 «Клеточный и молекулярный уровни жизни»



















* 29 - 31

34

Фотосинтез и его роль в природе







Т.10, комнатные растения

Биосинтез, фотосинтез. Хлорофилл

Школьная лекция

Сравнение световой и темновой фаз фотосинтеза

* 30

35

Контрольная работа по теме: «Молекулярный уровень жизни»







Тестирование в формате ЕГЭ по вариантам













36

Годовая контрольная работа







Тестирование в формате ЕГЭ по вариантам




Учёт знаний




* 1 -29, 31


^ Перечень практических и лабораторных работ




Число часов

Практические и лабораторные работы на групповых консультациях

Практические и лабораторные работы выполняемых самостоятельно (на индивидуальных консультациях, дома )

1

1

Решение задач по генетике




2

1

Сравнение строения растительной и животной клетки под световым микроскопом




3

1

Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток растения




итого

3

3




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по биологии для 6 класса на 2011 2015 годы
...

Рабочая программа по биологии 8 класса Учитель биологии Воеводина Е. Е
Проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни...

Рабочая программа По факультативу здоровый образ жизни Класс 5
Рабочая программа курса «Основы здорового образа жизни» для учащихся 5-х классов общеобразовательной школы составлена на основе Региональной...

Пояснительная записка рабочая программа учебного курса биологии 5...
Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся...

Пояснительная записка целии задачи: Изучение биологии на ступени...
Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;...

Программа детской организации «содружество»
«Работа органов самоуправления будет только в том случае актуальной и важной, если вся жизнь воспитательного учреждения так построена,...

"природа разновидность растений"
Цели: 1 познакомить учащихся с разнообразием природы; рассмотреть взаимосвязи между живой и неживой природой; определить значение...

Учебного предмета по биологии для 10 класса
Программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования...

Рабочая программа по биологии ( профильный уровень) 10 11 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования...

Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе:...
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 6 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: И. Н. Пономарева,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница