Рабочая программа по экологии человека для 8 класса Составитель: учитель экологии




Скачать 82.27 Kb.
НазваниеРабочая программа по экологии человека для 8 класса Составитель: учитель экологии
Дата публикации26.03.2013
Размер82.27 Kb.
ТипРабочая программа
odtdocs.ru > Биология > Рабочая программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Токарёвская средняя общеобразовательная школа № 2

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

на заседании Зам. директора Директор

методического объединения по УВР МОУ Токарёвской СОШ № 2

учителей _________ /Л.В. Попова/ __________ /С.Н. Устинова/
Протокол № ______

от «___»сентября 2011 г. «___» сентября 2011г. «___» сентября 2011 г.
Руководитель МО

__________ / Т.В. Старикова /

Рабочая программа

по экологии человека

для 8 класса


Составитель: учитель экологии

МОУ Токаревской СОШ № 2

Фролова Светлана Владимировна


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебный предмет «Экология человеках» изучается в 8 классе и по существу служит логичным продолжением предмета «Биология. Человек».

^ Цель курса:

  • обеспечение учащихся надежными базовыми знаниями, позволяющими не только углубить понимание механизмов взаимодействия организма человека с окружающей средой, но и самостоятельно разрабатывать и внедрять правила безопасного для организма и окружающей его среды образа жизни.

Программа курса «Экология человека» включает 17 часов. Она разработана на основе действующего Государственного стандарта основного общего образования по биологии.

Рабочая программа составлена на основе программы курса регионального компонента базисного учебного плана «Экология человека» (Шутова С.В. – 2006)

^ Педагогические технологии:

1. активно – деятельное воспроизводство содержания предмета.

2. расширение информационного образовательного пространства: самостоятельная работа с книгой, подготовка рефератов, сообщений, исследовательская и поисковая деятельность.

3. опора на развивающее обучение. Использование форм, развивающих способность говорить и доказывать, а также логически мыслить и убеждать (дискуссии, диспуты, обсуждения).

Механизм формирования ключевых компетенций:

  • проблемный способ изложения новой темы

  • проведения мини-исследований на основе изучения материала

  • вовлечение учащихся в предметные олимпиады, которые включают в себя нестандартные задания, требующие применения учеником именно предметной логики, а не материала из данного курса

  • ситуативные упражнения и игры экологической направленности

  • проектная деятельность

  • самостоятельная исследовательская деятельность


Нормативные документы

  • Базисный учебный план.

  • Федеральный компонент государственного стандарта.

  • Примерные программы на основе ГОС.

  • Федеральный перечень учебников.

  • Требования к оснащению образовательного процесса.

Содержание рабочей программы

Раздел 1. Взаимодействие организма со средой обитания (3 часа)

Введение в экологию человека. Адаптация и адаптогенные факторы. Виды и механизмы адаптации. Адаптация к экстремальным условиям среды. Относительный характер понятия «экстремальный фактор». Виды чрезвычайных ситуаций в жизни человека. Биологические аспекты заболеваний. Примеры развития болезни на разных этапах адаптационного процесса. Заболевание как последовательный процесс. Специфические и неспецифические методы увеличения эффективности адаптации.

^ Учащиеся должны:

определять понятия «Экология человека», адаптация, здоровье.

Выделять адаптогенные факторы, уметь определять причины болезней.

Лабораторная работа №1.
Раздел 2. Адаптация человека к различным природным факторам (4 ч)

Разнообразие космических влияний на организм человека, их необходимость для процессов жизнедеятельности. Метеорологические факторы и их влияние на организм. Метеолабильность и метеопатия. Экологические аспекты хронобиологии. Классификация биоритмов по продолжительности, морфофункциональному уровню, происхождении. Основные характеристики биоритмов. Возможные изменения в организме жителя Тамбовской области при адаптации к другим климатогеографическим условиям. Климатозакаливающие и климато-лечебные эффекты.

^ Учащиеся должны:

знать последствия влияния Солнца, Луны и магнитного поля Земли на организм человека, определять понятие метеолабильность и метеопатия, давать характеристику основных биоритмов.

Уметь правильно выделять и применять климатозакаливающие и климатолечебные факторы.

Лабораторная работа №2.

Лабораторная работа №3.
Раздел 3.Адаптация человека к экстремальным условиям среды (3 ч)

Гравитационные воздействия. Реакции организма человека на условия космических полетов. Влияние на организм человека вибраций шума, электромагнитных и ионизирующих излучений. Реакции организма человека на изменения газовой среды. Острая гипоксия. Гиперкапния. Адаптация человека к последствиям чрезвычайных ситуаций. Кровопотери. Гипо- и гипертермии.

^ Учащиеся должны:

определять понятия: гравитация, гипоксия, гиперкапния, гипо- и гипертермия.

Знать последствия влияния на организм человека невесомости, вибраций, звуковых нагрузок, электромагнитных и ионизирующих излучений.

Лабораторная работа №4
Раздел 4. Социальная адаптация (7 часов)

Социальные факторы, негативно влияющие на организм. Адаптация к городским и сельским условиям. Химическое загрязнение окружающей среды и его воздействие на растущий организм. Последствия загрязнения почвы, воды, воздушной среды. Реакции детского организма на телевидение и компьютер. Фотоэпилепсия. Реакции детского организма на курение и алкоголь. Алкогольная интоксикация и ее причины. Проблема детской наркомании и токсикомании. Адаптация к различным видам трудовой деятельности. Работоспособность, ее периодические изменения, методы увеличения работоспособности. Утомление и рациональная организация учебного и трудового процесса.

^ Учащиеся должны:

знать социальные факторы, негативно влияющие на организм. Определять последствия химического загрязнения окружающей среды для человека.

Применять на практике знания о вреде курения, алкоголя, наркомании и токсикомании.

Давать определение работоспособности. Уметь предотвращать утомление.

Лабораторная работа №5


Учебно-тематический план




п\п

Наименование темы

Всего часов

Контрольные мероприятия

1

Раздел 1. Взаимодействие организма со средой обитания

3

1 лабораторная работа

2

Раздел 2. Адаптация человека к различным природным факторам


4

2 лабораторных работы

3

Раздел 3.Адаптация человека к экстремальным условиям среды

3

1 лабораторная работа

4

Раздел 4. Социальная адаптация


7

1 лабораторная работа, тест




Итого

17

5 лабораторных работ



^ Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса обучающиеся должны

Знать:

  • определение основных понятий и терминов в курсе «Экология человека»;

  • основные экологические факторы и степень их воздействия на жителей Тамбовской области;

  • особенности адаптации человека к различным природным факторам

уметь:

  • устанавливать взаимосвязь между особенностями среды обитания и их воздействием на организм человека;

  • выявлять факторы негативного воздействия человека на окружающую среду и по возможности стараться предпринимать шаги по их ликвидации;

  • применять экологические знания на практике.



Литература и средства обучения

1. Шутова С.В. «Экология человека»

2. Программа курса регионального компонента базисного учебного плана «Экология человека» (Шутова С.В. с методическими рекомендациями).

3. Медиаресурсы.


Календарно-тематический план


№ по п/п

№ по теме

Тема урока

Дата

Формы и виды контроля

план

факт.

1

1

^ Раздел 1. Взаимодействие организма со средой обитания







опрос




Введение в экологию человека. Адаптация и адаптогенные факторы







Лабораторная работа №1 «Адаптация рецепторов кожи к температурным воздействиям»

2

Виды и механизмы адаптацити. Адаптация к эксремальным условиям среды.







опрос

3

Биологические аспекты заболеваний. Методы увеличения эффективности адаптации.







опрос

4

2

^ Раздел 2. Адаптация человека к различным природным факторам







опрос

Космические влияния.







опрос

5

Метеорологические факторы и их влияние на организм.







Лабораторная работа №2 «Реакции организма на изменение температуры окружающей среды»

6




Экологические аспекты хронобиологии.







Лабораторная работа №3 «Определение хронотипа человека»

7

Возможные изменения в организме жителя Тамбовской области при адаптации к другим климатогеографическим условиям.







опрос

8

3

^ Раздел 3.Адаптация человека к экстремальным условиям среды







опрос

Гравитационные воздействия. Реакции организма чаловека на условия космических полетов.







Лабораторная работа №4 «Реакции организма на изменение положения тела в пространстве»

9

Влияние на организм человека вибраций шума, электромагнитных и ионизирующих излучений.







опрос

10

Реакции организма человека на изменения газовой среды.







опрос

11

4

^ Раздел 4. Социальная адаптация










Социальные факторы, негативно влияющие на организм.







опрос

12

Химическое загрязнение окружающей среды и его воздействие на растущий организм.







творческое задание

13

Реакции детского организма на телевидение и компьютер.







творческое задание

14

Реакции детского организма на курение и алкоголь.







Лабораторная работа №5 «Оценка степени осведомленности о вреде табакокурения»

15

Проблема детской наркомании и токсикомании.







опрос

16

Адаптация к различным видам трудовой деятельности.







опрос

17

Утомление и рациональная организация учебного и трудового процесса.







Тест

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по экологии животных для 7 класса Составитель: учитель экологии
...

Рабочая программа по экологии растений для 6 класса Составитель: учитель экологии
...

Рабочая программа по географическому краеведению для 6 класса Составитель: учитель экологии
Для обеспечения преемственности образовательной политики в Тамбовской области, совершенствования образовательного процесса в число...

Биология / экология / естествознание биология. Рабочая тетрадь для...
Учебник предназначен для изучения экологии и адресован учащимся 10-11 классов. Он содержит сведения по общей и социальной экологии,...

Инструкция по охране труда при проведении экскурсий по экологии №
К участию в экскурсиях по экологии допускаются учащиеся с 6-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский ос­мотр...

Рабочая программа по историческому краеведению для 7-9 класса составитель: учитель истории
Программа конкретизирует содержание блоков предмета, дает примерное распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность...

Нетрадиционный курс 5 класс. Автор-составитель: учитель экологии...
Экологическое воспитание учащихся сегодня является одной из важнейших задач общества, а значит, и образования

Сценарий агитбригады по экологии «Кем быть?»
Моу «сош №53» 22 марта 2012 года проходил областной семинар учителей экологии и географии на тему: «Роль предмета экологии в выборе...

Отчет о проведениирегиональной научно практической конференции по экологии
Ижевского монтажного техникума прошла региональная научно – практическая конференция по экологии

Рабочая программа по иностранному языку для 2-9 классов. Составитель: учитель иностранного языка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Токаревская средняя общеобразовательная школа №2

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница