Рабочая программа по биологии




Скачать 304.53 Kb.
НазваниеРабочая программа по биологии
страница1/3
Дата публикации26.03.2013
Размер304.53 Kb.
ТипРабочая программа
odtdocs.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3
Тамбовское областное государственное образовательное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Отъясская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей

с ограниченными возможностями здоровья»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии для 9 класса

на 2011 – 2015 годы

с. Отъяссы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ

РАЗДЕЛ: «Основы общей биологии»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель курса «Основы общей биологии»:


  • овладение учащихся с ЗПР знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями,

  • установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;

  • подготовка школьников к практической деятельности в области с/х, медицины, здравоохранения.


^ Задачи раздела «Общая биология»
Обучения: создать условия для формирования у учащихся с ОВЗ предметной и учебно-исследовательской  компетентностей:

  1. обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования

  2. добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний

  3. продолжить формирование у школьников общеучебных умений:

конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме   через систему заданий, выдвигать гипотезы, анализировать, обобщать и делать выводы.
Развития: создать условия для развития у школьников  интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:

  1. особое внимание обратить на развитие у девятиклассников   моторной памяти, критического мышления,  

  2. продолжить развивать у учеников уверенность в себе,   

  3. закрепить умение  достигать поставленной цели.

Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-  успешных личностей,   продолжить нравственное воспитание учащихся,     развитие  коммуникативной  компетентности (умения жить в    обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)

Рабочая программа по биологии 9 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Закона РФ «Об образовании»

  • Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии Постановление Правительства РФ № 288 от 12.03.97г.



  • Приказ Министерства образования РФ № 1080 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  • Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

  • Биология в основной школе: Программы. – М.: Вентана – Граф, 2006г.

  • Рекомендаций Министерства образования и НИИ дефектологии для ОУ VII вида. Журнал «Дефектология», №2, 1993.

  • Учебного плана, утвержденного приказом Минобразования Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065 –п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

  • Письма Минобразования РФ от 18 сентября 2002 г. № 29/2331-6 «Об использовании Базисных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений РФ, утвержденных приказом Минобразования России от 10.04.2002 г. № 29/2065 - п

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2012-2013 учебный год;

  • Приказ УоиН Тамбовской области №1593 от 05.06.2009 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенных на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования»

  • Устава школы-интерната.

  • Образовательной программы школы-интерната


^ Преподавание курса биологии в 9-м классе осуществляется по программе «Основы общей биологии». / Авторы В.М. Константинов, B.C. Кучменко, И.Н. Пономарева, опуб­ликованной в сборнике «Биология в основной школе». Программы. - М: Вентана-Граф, 2006, допущенной Министерством образования Российской Федерации, а так же сборника «Природоведение. Биология, Экология. 5-11 классы. Программы. М.: «Вентана-Граф» 2008 год с использованием учебника «Основы общей биологии» для 9-го класса общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2009
^ Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы

Учебник и программа соответствуют современному уровню образования.

Ввиду сложнейшей экологической ситуации в стране и в мире программа максимально направлена на развитие экологического образования и воспитания у школьников с ЗПР экологической культуры. Во всех учебниках особое внимание уделяется изучению биологического разнообразия, живой природы родного края и бережного отношения к ней.

Материал учебника хорошо структурирован, поделен на разделы (блоки), которые четко связаны между собой, в последовательности уровней организации живой материи (биосистем): молекулярный уровень организации, клеточный, организменный, популяционно-видовой биогеоценотический и биосферный.

Некоторые темы предполагают сообщения учащихся, а это работа с энциклопедиями, научно-популярной литературой, справочниками. Следует отметить, что практически все темы содержат знания, которые необходимы каждому человеку. В конце каждой темы существует перечень основных рассмотренных понятий, что предполагает их отработку и повторение, т.е. систему развития научных понятий. По новой программе «Основы общей биологии» стали изучать в девятом классе и  это позволяет ученикам с ограниченными возможностями здоровья, оканчивающим основную школу, получить достаточно полное представление о важнейших закономерностях живой природы, о возможностях рационального использования природных ресурсов биосферы.

^ Общая характеристика учебного предмета

Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне и адаптирована с учетом рекомендаций Министерства образования и НИИ дефектологии для ОУ VII вида.

Изучение курса «Основы общей биологии» направлено на достижение базового уровня биологического образования путём завершённости знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в её процессах и явлениях. Хотя в содержании курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей исторического развития и разнообразия жизни на Земле, взаимосвязях этих явлений и роли их в культуре человечества.
^ Место предмета в базисном учебном плане

По школьному учебному плану на изучение биологии в 8-м классе выделено 68 часа, 2 часа в неделю. При этом лабораторных и практических работ – 14, зачётов (уроки обобщения) - 6, тестовых проверочных работ – 9, контрольных работ – 3.
^ Организация учебно-воспитательного процесса (формы, методы, технологии).

Исходя из уровня подготовки класса использую технологии коррекционно-развивающего обучения, дифференцированного подхода и личностно – ориентированного образования. Формы уроков в основном традиционные (комбинированный урок) или урок по изучению нового материала. Методы обучения: репродуктивный (объяснительно – иллюстративный) и продуктивный (частично-поисковый). Форма организации познавательной деятельности - групповая и индивидуальная. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в Рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные в Авторской программе. Все работы являются этапами комбинированных уроков и оцениваются по усмотрению педагога.

Особое внимание уделяется совершенствованию познавательной активности воспитанников школы-интерната, их мотивированию к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с дидактическим раздаточным материалом, где имеются вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока.

По окончании курса биологии 9 класса проводится итоговая контрольная работа.

^ Коррекционно-развивающий компонент (КРК) программы направлен на повышение уровня общего развития обучающихся старших классов с ОВЗ, так как чаще всего выраженные нарушения той или иной деятельности помешают ребенку обучаться наравне со всеми детьми в классе.

^ Применение на уроках биологии коррекционно-развивающих упражнений решает данную задачу, поскольку их применение направлено на:

  • Повышения уровня развития, концентрации, объема, переключения и устойчивости внимания.

  • Повышения уровня развития логического мышления.

  • Развитие наглядно-образного и логического мышления.

  • Развитие речи.

  • Развитие приемов учебной деятельности.

  • Развитие личностно-мотивационной сферы.

  • Развитие восприятия и ориентировки в пространстве.

В процессе применения на уроках коррекционно-развивающих упражнений совершенствуются психические процессы ученика с ЗПР, происходит развитие познавательного процесса, в результате чего закладывается фундамент успешной учебной деятельности. Познавательный интерес является важным компонентом эмоционально-ценностного отношения учащихся к процессу изучения биологии и обязательным условием эффективности этого процесса.

Любые коррекционно-развивиющие упражнения можно применять на каждом их этапов урока.

Виды коррекционно-развивающих упражнений:

  1. Упражнения, связанные с тактильным восприятием:

  • «Узнай по контуру»

  • «Кусочки целого»

  1. Упражнения, направленные на коррекцию и развитие внимания, пространственного восприятия, образного мышления:

  • «Запомни и нарисуй»

  • «Составь слово»

  • «Найди смысловые связи»

  • «Бессмысленные слова»

  • «Один лишний»

  • «Память на слова»

  • «Мысленные образы»

  • «Ассоциации»

  • «Раздели на группы»

  • Лабиринт

  1. Упражнения, направленные на формирование умений действовать по правилу:

  • «Найди по алфавиту или слова-загадки»

  • «Номер буквы по алфавиту»

  • «Высокий, средний, низкий»

  • «Слова по алфавиту»


Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.

Для развития основных компетенций на уроках применяют следующие механизмы:

Ценностно-смысловая компетенция

Постоянное обращение к реальной жизни, к окружающей действительности. На уроках рассматриваются явления, с которыми ученик часто сталкивается в жизни, не зная причин и механизмов их возникновения. Это формирует новый взгляд на уже знакомые вещи.

Образовательная компетенция

На уроках биологии ученик учится с разных сторон рассматривать одну и ту же проблему. Он учится аргументировано отстаивать любую точку зрения, даже отличную от его собственной и общепринятой, чтобы затем самостоятельно или в обсуждении в группе сформулировать верное решение.

Учебная компетенция

В процессе работы индивидуально или в группах ученики учатся сложные задачи, стоящие перед ними, делить на более мелкие. И, решая каждую из задач, обобщать и делать вывод о наблюдаемом явлении или процессе.

На практических и лабораторных работах, при проведении классных и домашних опытов у учащихся формируется навык определения основных этапов работы, составлению алгоритма для выполнения практических работ и умение корректировать или изменять алгоритм в зависимости от условий.

Познавательная компетенция

На уроках биологии учащиеся продолжают овладение такими простейшими методами изучения окружающего мира, как наблюдение – сезонных изменений в жизни растений, животных, результатов опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов; опыт – передвижение минеральных веществ по стеблю, влияние света на растения и т.д. Некоторые из учащихся самостоятельно или с помощью учителя могут подготовить и провести эксперимент (прорастание семян в различных условиях, видоизменение вегетативных органов растения) или смоделировать определенный процесс (например, фотосинтез, передвижение органоидов клетки и т.д.), протекающий в живых организмах.

На уроках после отработки алгоритмов в стандартных ситуациях, учащимся предлагается на основе заданных алгоритмов, решить творческую задачу или предложить новое нестандартное решение проблемы.

Информационно-коммуникативная компетенция

Формирование навыков работы в группе, овладение различными социальными ролями в коллективе, через различную деятельность: интеллектуальную, игровую, исследовательскую; формирование умений правильно задать вопрос, вести опрос, дискуссию, организовать работу группы, проанализировать результаты деятельности.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа учебного курса биологии 5...
Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся...

Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе:...
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 6 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: И. Н. Пономарева,...

Рабочая программа по биологии 9 класса Учитель биологии Воеводина Е. Е
Сообщение обучающимся знаний о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека

Рабочая программа по биологии 7 класса Учитель биологии Воеводина Е. Е
Формирование правильного понимания таких природных явлений как дождь, снег, ветер, туман

Рабочая программа по биологии 6 класса Учитель биологии Саликова Л. Ю
Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...

Рабочая программа по биологии основного общего образования Пояснительная записка
Программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования

Рабочая программа по биологии для 6 класса на 2011 2015 годы
...

Рабочая программа по биологии ( профильный уровень) 10 11 класс
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования...

Рабочая программа по биологии 8 класса Учитель биологии Воеводина Е. Е
Проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни...

Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента...
Филиала муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Токарёвской средней общеобразовательной школы №1 в с. Малая Даниловка...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница