Программа позволяет




Скачать 156.01 Kb.
НазваниеПрограмма позволяет
Дата публикации26.03.2013
Размер156.01 Kb.
ТипПрограмма
odtdocs.ru > Биология > Программа
Пояснительная записка

Программа “Коррекция психоэмоционального состояния ребёнка с применением метода биологической обратной связи (БОС)” разработана для обеспечения немедикаментозной нормализации психологического статуса детей и подростков.

Актуальность данной программы связана с тем, что в настоящее время растёт процент дошкольников и обучающихся, подверженных стресс- зависимым состояниям и поведению, физическому и психическому стрессам, страдающих от чувства отчуждения, низкой самооценки, а в некоторых случаях и потери смысла жизни.

В центральную психолого-медико-педагогическую консультацию Курганской области всё более частыми становятся обращения родителей и законных представителей детей с проблемами в обучении, причинами которых являются различные проявления минимальной мозговой дисфункции, астеноневротический синдром, синдром гипервозбудимости и дефицита внимания, неврозы и неврозоподобные состояния (мигательные и двигательные тики, заикание), различные формы невротического нарушения поведения. Высока частота проявления у соматически здоровых детей признаков переутомления, напряжённости, беспокойства, чувства страха.

Биологическая обратная связь (БОС) может выступать в качестве средства помощи детям и подросткам, имеющим вышеназванные проблемы.

Метод эффективен для профилактики тех заболеваний, в патогенезе которых лежат отрицательные эмоциональные стрессы — гнев, страх, депрессия, агрессия и т.д.

Программа коррекции психоэмоционального состояния ориентирована на комплексный подход к работе с пациентом, включающий последовательную или попеременную работу с разными видами сигналов биологической связи.

Вспомогательными техниками подготовки к БОС – тренингу служат различные приёмы релаксации, создание позитивных образов с использованием специальных психологических средств.

Оборудование кабинета БОС- терапии применяется для коррекции психоэмоциональных расстройств у детей и подростков от 5-6 до 15-17 лет.

Абсолютные противопоказания к применению БОС — методики отсутствуют. К относительным относятся грубые расстройства интеллекта и обострения хронических тяжёлых заболеваний.

Ззадачи программы:

Основными задачами работы по данной программе являются следующие:

  • Обучить детей приёмам саморегуляции, выработать у них навыки релаксации и научить применять их в стрессовых ситуациях.

  • Выработать гибкость поведения путём снижения уровня тревожности, напряжения, апатии.

  • Усилить компенсаторные возможности организма детей.

  • Снять переутомление, повысить работоспособность детей и подростков.

    Программа позволяет:

  • активно привлекать родителей и законных представителей к участию в коррекционной работе, совместное выполнение домашних упражнений с ребёнком положительно отражается как на результатах коррекционной работы, так и на взаимоотношениях в семье;

  • повысить эффективность работы логопедов и психологов по проведению коррекционных звнятий с ребёнком;

Ожидаемые результаты

  • Овладение профилактическим психологическим средством для борьбы со стрессом, заменяющим индивидуальную психотерапию или дополняющим её.

  • Помощь в преодолении страхов, ситуационных фобий за счёт снижения порога возбудимости и страха, снижение уровня тревожности, напряжения.

  • Повышение работоспособности, снижение утомляемости и раздражительности.

  • Коррекция самооценки.

  • Преодоление речевых нарушений, связанных с проявлениями неудовлетворительного психоэмоционального состояния, расстройством речевого дыхания.

  • Положительное влияние на взаимооношения детей и подростков с родителями, педагогами, на мотивацию, сосредоточенность, снижение тревоги в процессе школьного обучения.

БОС-кабинет предназначен для тренировки навыков психосоматической саморегуляции у детей от 5 до 17 лет.

Полный курс лечения в среднем составляет 20 сеансов по 25-30 минут каждый. При необходимости курс повторяется через 3 месяца.

Показаниями для занятий являются:

  • заикание, нарушение речевого дыхания;

  • синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ);

  • высокая тревожность, ситуативные фобии, депрессия, страхи;

  • нарушения внимания и памяти.

Основным специалистом, организующим и проводящим работу по методу БОС, является педагог- психолог, прошедший специальное обучение в учебно-методическом центре “Биосвязь”, адрес: 195112, Санкт-Петербург, Заневский пр., 12.






Методологические и теоретические основы программы

Принцип метода биологической обратной связи (БОС) основан на том, что эффективное функционирование любой биологической системы зависит от возврата информации в виде обратной связи о работе этой системы. Обучение любым навыкам базируется на знании конечных результатов исполнения. Результат действия достигается только тогда, когда человек знает, как хорошо выполняет это действие. При использовании метода БОС реакция организма может быть скорректирована путём постановки определённой задачи и наличии положительного подкрепления при успешном выполнении задачи.

Метод БОС предусматривает активное участие ребёнка в процессе корррекции своих физиологических функций и навыков. В ходе сеанса специальные приборы и компьютерные комплексы БОС регистрируют у пациента физиологические показатели ( параметры) работы какой -либо функциональной системы организма и отображают полученную информацию в доступной форме, в ввиде зрительных и слуховых сигналов обратной связи с использованием следующих сюжетов: “Столбик”, “Вертикальное закрашивание”, “Слайды”, “Мозаика”, “Видео”, “Звуковая обратная связь”.

Таким образом, приборы и компьютерные тренажёры БОС позволяют пациенту не только “видеть и слышать” как функционирует его организм, но и, используя специальные методические приёмы, самостоятельно, волевыми усилиями, корректировать работу функциональных систем собственного организма, развивать навыки самоконтроля и саморегуляции с помощью скрытых физиологических резервов.

Игровые возможности компьютерных технологий, основанные на принципе поощрения правильно выполняемых заданий, обеспечивают высокую эмоциональную заинтересованность и нестандартность проведения коррекционных сеансов, как у детей дошкольного возраста, так и у старших подроостков.

Сеансы тренировок по методу БОС строго индивидуальны, дозированы и контролируются в ходе каждого сеанса на протяжении всего коррекционного курса.

Программа “Нейрокор 3.1С”, являясь составной частью Кабинета коррекции психоэмоционального состояния, позволяет решать как диагностические задачи (изучение динамики изменения психофизиологического состояния пациента), так и коррекционные (собственно тренинг).

Программаи включает в себя 3 основных направления работы с детьми:

1)ДАС – БОС -обучение навыку диафрагмально-релаксационного дыхания с помощью методики биоуправления по дыхательной аритмии сердца (ДАС) с целью нормализации деятельности кардиореспираторной системы и установления баланса симпатической и парасимпатической нервной системы.

2) ЭМГ – БОС – обучение произвольному снижению повышенного мышечного

тонуса с использованием БОС по электромиограмме (ЭМГ).

3) ЭЭГ – БОС - аппаратный метод обучения саморегуляции, который позволяет достоверно регистрировать электрические сигналы коры больших полушарий головного мозга и обучить человека самостоятельному управлению ритмами головного мозга, ориентируясь на изменения сигнала обратной связи.

ДАС- БОС тренинг может использоваться самостоятельно для коррекции психоэмоционального состояния , быть определённым этапом в курсе оздоравливающих сеансов БОС ( перед сеансами ЭЭГ-БОС, ЭМГ- БОС); сочетаться сЭЭГ-БОС, ЭМГ-БОС).

Использование процедур БОС- терапии в контексте прочих методов и способов работы

Процедуры БОС — терапии и их сочетание с прочими видами занятий

Проблема

Тренинг БОС по дыхательной аритмии сердца (ДАС -БОС)

Тренинг БОС- обучение мышечной релаксации по электромиограмме (ЭМГ-БОС)


Тренинг БОС произвольного управления функциональными состояниями головного мозга по электроэнцефалограмме (ЭЭГ-БОС) (для детей старше 12 лет)


Дополнительные занятия

^ Заикание, нарушение речевого дыхания

20

5

-

Логопедические коррекционные занятия

^ Синдром дефицита вниманияс гиперактивностью (СДВГ)

20

-




Психологические групповые тренинги, семейная психотерапия

^ Высокая тревожность, ситуативные фобии, депрессия. страхи

20

5

0-10

Индивидуальная АРТ — терапия, семейная психотерапия

^ Нарушение внимания, памяти

20

0-10

0-10

Коррекционные занятия с дефектологом и психологом



Этапы и содержание занятий по профилактике и коррекции психоэмоциональной сферы по методу БОС

1.ДАС-БОС тренинг

Область применения ДАС-БОС тренинга:

  • Проявления психоэмоционального напряжения (агрессивность, повышенная тревожность, нарушение социальных контактов);

  • Хроническая усталость, нарушения сна, снижение работоспособности;

  • Психосоматические заболевания;

  • Коррекция нарушений в поведении (гиперактивность у детей с пониженной способностью к усидчивости, концентрации внимания);

  • Заикание, нарушение речевого дыхания.

^ Показания для занятий – дети и подростки от 5 до 15 лет, имеющие перечисленные проблемы.

Основной задачей этого этапа является овладение ребёнком навыком диафрагмально-релаксационного типа дыхания по методу А.А. Сметанкина

Учебный план

^ Тема занятия

Содержание занятия

Кол-во часов

1

2

3


Вводное занятие


Знакомство с ребёнком, сбор анамнеза, регистрация физиологических параметров (ЧСС), ознакомление родителей с методом биологической обратной связи, создание карточки

1 час

Обучение релаксациии диафрагмальному дыханию

Формирование навыка диафрагмально- релаксационного дыхания. Создание индивидуального шаблона занятий в соответствии с возрастом и состоянием пациента.

1 час

Выработка навыка воспроизведения максимальной индивидуальной ДАС с использованием приборов БОС

Синхронизация работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем с применением метода БОС

15 часов

Контроль ДАС без обратной связи (заключительный этап)

Закрепление навыка и обучение его применению в обыденной жизни

3 часа


Критериями эффективного ДАС-БОС тренинга являются

следующие изменения:

  • Синхронизация дыхательного и сердечного циклов в каждом дыхательном движении;

  • Сокращение числа дыханий (ЧД) у детей дошкольного возраста до 8-12 дых/мин; у детей школьного возраста и взрослых до 5-8 дых/мин;

  • Средние значения частоты сердечных сокращений (ЧСС) в течении сеанса не увеличиваются;

  • Умение расслабляться (контролировать психоэмоциональное и мышечное напряжение);

  • Увеличение ДАС (положительная динамика);

  • Воспроизведение диафрагмально-релаксационного дыхания (ДРД) без сигналов обратной связи.

2.БОС по электромиограмме (ЭМГ – БОС).

Главной задачей тренинга прямой мышечной релаксации является обучение умению контролировать своё мышечное состояние и управлять им, выработка навыка саморегуляции, направленной на активное предотвращение и подавление болезненных переживаний, связанных с психотравмирующей ситуацией и выраженной в мышечном напряжении.
Учебный план

^ Тема занятия

Содержание занятия

Кол-во часов

Определение требуемой коррекции ЭМГ

(подготовительный этап)

Обучение произвольному напряжению (расслаблению) мускулатуры

3 часа

Коррекция ЭМГ (основной этап)

Выработка навыка произвольной регуляции мускулатуры

14 часов

Контроль ЭМГ без обратной связи (заключительный этап)

Закрепление навыка и обучение применению его в обыденной жизни

3 часа

Для оценки эффективности программы рассматривается динамика изменения следующих показателей психодиагностики:

  • снижение отклонения цветопредпочтения от аутогенной нормы ( по методике Люшера);

  • снижение процентного показателя тревожности (по методике Люшера и Спилберга-Ханина);

  • повышение процентного показателя работоспособности (по методике Люшера);

  • улучшение самочувствия, активности и настроения по методике САН;

  • повышение скорости переработки информации и показателя концентрации внимания ( по методике Тулуз-Пьерона).



3.Работа по коррекции психоэмоционального состояния с использованием ЭЭГ – БОС

Задачами ЭЭГ – БОС тренинга являются:

  • Посредством формирования навыка самоконтроля обучать подростков умению усиливать активность тормозных процессов, повышая тем самымпсихическую адаптивностьи способность сопротивляться психогенным стрессовым воздействиям окружающей среды;

  • Изменение психовегетативного и психоэмоционального статуса подростка, коррекция невротических и других связанных со стрессами нервно-психических расстройств.

^ Показания для занятий – подростки старше 14 лет, имеющие отклонения в психоэмоциональном состоянии.

Учебный план

Тема занятия

Содержание занятия

^ Кол-во часов

Вводное занятие

Ознакомительная беседа с подростком, создание индивидуальной карточки, заполнение анамнеза, анкетных данных.

1 час

Определение рабочего полушария

Снятие фоновой ЭЭГ с обоих полушарий головного мозга подростка. Выбор для работы полушария, в котором наименее выражен альфа-ритм. Выбор музыки, приятной для подростка, установка индивидуальных параметров тренировки.

2 часа

Работа по компьютерной программе Нейрокор

Индивидуальная коррекция ЭЭГ в режимах:

  • полная обратная связь- одновременное увеличение альфа-ритма, снижение бета- и тета-ритмов ЭЭГ;

  • увеличение альфа-ритма;

  • снижение бета-ритма;

  • снижение тета-ритма.

15часов

Эффективность использования программы оценивается по следующим параметрам:

  • увеличение альфа-ритма;

  • уменьшение бета-ритма;

  • уменьшение тета-ритма.



Паспорт кабинета БОС


  • Кабинет площадью 18 кв. метров, с отдельным входом и местом ожидания пациентов.

  • Имеется окно с жалюзи в соответствии с тебованиями к оборудованию кабинета.




  • Элементы внутреннего дизайна (облицовка стен, покрытие пола) в соответствии с требованиями.

  • Освещение: общее под потолком, световые эффекты:

  • звукоактивированный проектор светоэффектов “Русская пирамида”,

  • проектор направленного света “Зебра- 50”,

  • зеркальный шар АС 26-15,

  • ковёр напольный со светогенератором “Звёздное небо”,

  • проектор направленного света “Солнечный -100”,

  • светящаяся сеть,

  • тактильно-световая пузырьковая колонна.




  • Комплекс аппаратно-программный (кабинет БОС) для коррекции психоэмоционального состояня (ПЭС):

  • монитор (2),

  • звуковые колонки,

  • источник бесперебойного питания,

  • клавиатура,

  • переходник

  • принтер,

  • системный блок,

  • сетевой фильтр,

  • манипулятор “Мышь”,

  • преобразователь измерительный биоэлектрических, биомеханических и биотемпературных сигналов организма человека для работы с ПК по методу БОС.




  • Аппараты и приборы: набор CD для релаксации,

  • набор аудиокассет для релаксации,

  • музыкальное кресло -подушка,

  • акриловые зеркальные панели,

  • жидкокристаллический телевизор BBK LT471OHD R11,

  • проигрыватель DVD дисков BBK DV815X.




  • Диагностический комплекс:

  • тест Векслера (детский и взрослый),

  • тест структуры интеллекта Амтхауэра,

  • тест Гилфорда,

  • факторный личностный опросник Кеттела (16 PF -детский и взрослый),

  • личностный опросник MMPI,

  • тест детской апперцепции (САТ),

  • фрустрационный тест Розенцвейга (детский и взрослый вариант),

  • тест Тулуз-Пьерона -диагностика минимальных мозговых дисфункций,

  • тест Ландольта – диагностика работоспособности,

  • тест Торренса,

  • методика определения готовности к школе, прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе,

  • прогноз и профилактика проблем обучения в средней школе,

  • прогноз и профилактика проблем обучения, социализации и профориентации старшеклассников,

  • методика рисуночных метафор “Жизненный путь” - исследование содержания эмоциональных проблем.


Список литературы:

Аверьянов,Г.Г. Лечение тревожно-фобических расстройств невротического уровня с использованием метода биологической обратной связи: методические материалы / Г.Г. Аверьянов, А.В. Курпатов.- Санкт-Петербург, 2002 – 32с.


    Лютин,Д.В. Описание готовых шаблонов ДАС-БОС, ЭМГ-БОС и ЭЭГ-БОС тренинга для практического применения в коррекциипсихоэмоциональных расстройств: учебно-методическое пособие / Д.В. Лютин, О.А. Садчикова, Г.Г. Аверьянов.- Санкт-Петербург, 2005.- 42с.




    Лютин, Д.В. Тренинг самоконтроля и саморегуляции с использованием метода биологической обратной связи (БОС) для детей и подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивности: учебно-методическое пособие / Д.В. Лютин. - Санкт-Петербург, 2008.- 51с.




    Лютин, Д.В. Использование метода биологической обратной связи в лечении и реабилитации пациентов с аддиктивными и сопутствующими расстройствами: пособие для врачей , психиатров, психологов / Д.В. Лютин, О.А.Садчикова, Е.Н. Федосеева, О.Н. Новикова. -Санкт-Петербург, 2003 – 46с.




    “Методические рекомендации по работе в программе Нейрокор 3.1.С” (кабинет коррекции психоэмоционального состояния):учебное пособие/ сост. О.Е. Карандасова ; под.ред. А.А.Сметанкина.- НОУ “Институт Биологической Обратной Связи” - Санкт – Петербург, 2008.- 102с.

    “Общие вопросы применения метода БОС” под редакцией А.А. Сметанкина. Санкт-Петербург, 2008г.




    Сметанкин А.А. Дыхание по Сметанкину.-оздоровительная технология биологической обратной связи/ - ЗАО “Биосвязь” Санкт-петербург 2007.-115с.


^ Государственное образовательное учреждение

для детей , нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

Центр психолого-медико-социального сопровождения”

Программа

«Коррекция психоэмоционального состояния ребёнка с применением метода биологической обратной связи (БОС)»

г. Курган, 2010 г.
Дубровина Г.В. “ Коррекция психоэмоционального состояния ребёнка с применением метода биологичнской обратной связи (БОС)” (коррекционная программа) / Государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в в психолого-педагогической и медико-социальной помощи “Центр психолого-медико-педагогического сопровождения/ Сост. Дубровина Г.В. - Курган , 2010.

Составитель: Дубровина Галина Викторовна, педагог-психолог центральной психолого-медико-педагогической комиссии курганской области.


Рецензенты: Аистова Наталья Петровна, педагог-психолог Курганской городской психолого-медико-педагогической комиссии.

Ивлева Светлана Адиковна , учитель- дефектолог центральной психолого-медико-педагогической комиссии .

Программа рекомендована методическим советом ГОУ “ЦПМСС” к сертификации.

Протокол № - от “____” _____2010 г.


Программа рекомендована кафедрой психологии ИПК и ПРО Курганской области к сертификации.

Протокол № ____ от “ ____” _______2010г.

Программа прошла экспертизу программно-экспертного совета ИПК и ПРО Курганской области.

Выдан сертификат № ____ от “____” ______2010г.
Дубровина Г.В.

ГОУ “Центр психолого-медико-

социального сопровождения”,

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа кружка «решение задач геометрического типа»
Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования,...

Руководство по работе с программой арм «Розничная Торговля». Настройка и конфигурирование
Программа предназначена для использования в розничной торговле различными торговыми точками. С помощью программы можно организовать...

Рабочая программа по физической культуре 1 класс I. Пояснительная...
Тип программы: базовая программа по физической культуре. В данной программе лыжная подготовка заменена на легкую атлетику, гимнастику,...

«Инфо-Бухгалтер» 7 орн
Программа достаточно универсальна и позволяет полностью удовлетворить потребности большинства пользователей по автоматизации всех...

Муниципальное общеобразовательное учреждение Щигровская основная общеобразовательная школа
Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования,...

Блок "Торговый склад" позволяет
Блок "Торговый склад" позволяет упростить ведение операций оприходования и отгрузки товаров, и избавляет от необходимости учета товаров...

Рабочая программа курса «Народное творчество»
Одним из приемов формирования интереса учащихся является использование нетрадиционного материала для традиционных промыслов в области...

Инструкция программа "Инфо-Бухгалтер" позволяет параллельно с бахгалтерским...
Пример Организация произвела оплату усуг по договору обслуживания банковского счета

Блок: тсж / жск / гск
Блок тсж / жск / гск (расчет коммунальных платежей) программы Инфо-Бухгалтер 7 предназначен для автоматизации расчетов с квартиросъемщиками....

Рабочий план                                 
Предмет культурологии это культуры различных народов, стран, цивилизаций. Образовательная программа позволяет сочетать широту знаний...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница