Учебно-методический комплект «структурная организация клетки»




НазваниеУчебно-методический комплект «структурная организация клетки»
страница1/4
Дата публикации17.03.2013
Размер0.7 Mb.
ТипТематическое планирование
odtdocs.ru > Биология > Тематическое планирование
  1   2   3   4
МОУ «ГИМНАЗИЯ №102 ИМ. М.С. УСТИНОВОЙ

МОСКОВСКОГО РАЙОНА Г. КАЗАНИ РТ»


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

«СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЛЕТКИ»


Работу выполнила:

учитель биологии

Акшаева Елена Юрьевна

КАЗАНЬ-2008

АНКЕТА

  1. ФИО участника Акшаева Елена Юрьевна

  2. Должность, место работы учитель биологии,

    МОУ «Гимназия № 102 им. М.С.Устиновой Московского района города Казани Республики Татарстан»

  3. Номинация «Лучшая учебно-методическая разработка с использованием ИКТ при изучении предметов естественнонаучного цикла» (биология)

  4. Название проекта Учебно-методический комплект «Структурная организация клетки»

  5. ^ Аннотация проекта: УМК «Структурная организация клетки» разработан на основе развивающих и информационно-коммуникационных технологий; направлен на углубленное изучение строения эукариотической клетки в 10-м классе естественнонаучного профиля; учитывает возрастные особенности учащихся; рассчитан на 9 часов + 3 часа экскурсии. Включает в себя электронное пособие, программу, сборник методических рекомендаций, справочник, дидактические материалы, wеб-сайт «Биология».

УМК является готовым продуктом для усвоения теоретических знаний учащимися в сочетании с навыком их практического применения в жизни, для формирования мотивации изучения биологии в области научного познания мира. Предназначается для учителей биологии на уроках при изучении клетки или в качестве базовой методики при разработке других разделов и уроков; для углубленного изучения клетки учащимися профильного естественнонаучного класса; может быть использовано старшеклассниками и учащимися, проходящими обучение на дому.

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Описание проекта

    1. Актуальные проблемы модернизации содержания профильного образования

    2. Содержание УМК «Структурная организация клетки»

    3. Ожидаемые результаты

  2. Использование ИКТ в разработке УМК

    1. Варианты использования OpenOffice.org

    2. Использование компьютерного тестирования

    3. Использование цифровых образовательных ресурсов

    4. Использование интерактивных средств

    5. Анализ Интернет – ресурсов для подготовки к уроку

    6. Организация дистанционного обучения биологии

  3. Программа раздела «Структурная организация клетки»

    1. Тематическое планирование

    2. Содержание программы

4. Методические рекомендации по использованию УМК

4.1. Методические рекомендации к проведению уроков

  • Урок 1. Цитология – наука о клетке

  • Урок 2. Биологическая мембрана

  • Урок 3-4. Цитоплазма

  • Урок 6. Строение ядра

4.2. Методические рекомендации к проведению практикума

4.3. Внеклассная работа

      1. Описание проектного цикла «Влияние факторов среды на клетку»

      2. Экскурсии в ВУЗы

^ 5. Перспективный план

6. Результативность как показатель компетентности учащихся

Библиография

1. Описание проекта

    1. Актуальные проблемы модернизации содержания профильного образования

В связи с быстрым развитием науки и общества возрастает значение формирования научной картины мира, которая должна быть у каждого человека, независимо от сферы его деятельности. Наука постоянно развивается, и ее достижения внедряются в различные сферы нашей жизни. Поэтому знания основ науки и способов деятельности необходимы для успешной адаптации личности к изменяющимся условиям.

Социальные перемены в нашей стране вызвали необходимость реформирования образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного обучения. Одной из проблем профильного обучения является проблема отбора содержания образования. В профильных классах с естественнонаучной направленностью, несмотря на высокую мотивацию учащихся к изучению биологии, наблюдаются сложности в усвоении учебного материала. Они обусловлены перегруженностью содержания предмета. Как же найти разумное зерно в этой проблеме, сохранить и приумножить мотивацию к изучению биологии, расширить уровень знаний учащихся по предмету, повысить уровень компетентности в изучаемых вопросах, ориентировать учащихся на дальнейшее обучение в ВУЗе?

Современное общество предъявляет высокие требования и к компетентности педагога в его профессиональной деятельности. У школ и гимназий нет выбора, кроме того, как адаптироваться к информационному веку. В настоящее время информационный рынок предлагает учителям массу учебных программ, пособий, разработок уроков, наглядных иллюстративных таблиц, фильмов, электронных энциклопедий по биологии. Что остается современному учителю? Создать учебно-методический комплект (УМК) с учетом развивающих технологий, используя все имеющиеся средства, который бы способствовали формированию научного мировоззрения, повышению качества знаний и мотивации, развитию творческих способностей, позволяли интенсифицировать и дифференцировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Компьютер и электронные программы - инструмент в руках учителя и учащихся.

    1. Содержание УМК «Структурная организация клетки»

Для разработки УМК для учащихся профильного естественнонаучного класса выбран раздел «Структурная организация клетки». Прежде всего, такой выбор связан с условиями, которые учитель вынужден предлагать учащимся на уроках в традиционной системе при изучении клетки. Чаще всего это одна - две статические таблицы (часто изрядно потрепанные), один – два микроскопа на класс, один – два микропрепарата к ним. В этом случае детям сложно представить себе не только строение клетки (то, что нельзя увидеть невооруженным глазом), но и трудным бывает понять те явления и процессы, происходящие внутри нее. Данный УМК в отличие от уроков традиционной системы построен с учетом использования высоких информационных технологий, что создает необходимые условия для реализации поставленных цели и задач. Компьютер раскрывает огромные возможности перед участниками учебного процесса:

  • Для учителя – создание учебно-методического комплекта, связь с Интернетом; использование цифрового микроскопа с высокой разрешающей способностью (в 300 раз).

  • Для учеников - самовыражение в создании электронных отчетов, связь с Интернетом.

  • Для совместной работы учителя и учащихся – создание Wеb-сайта «Биология» для дистанционного обучения.

Цель УМК: создание условий для формирования научного представления о клетке как единой, структурной, функциональной единице живого.

Задачи:

Предметные:

Помочь обобщить знания о разных типах клеток; познакомить с сущностью и историей создания клеточной теории; познакомить с задачами и методами современной цитологии; помочь отработать навыки работы со световым микроскопом; научить различать клетки по составу органоидов.

Развивающие:

Развивать навыки сравнения, сопоставления и обобщения при изучении органоидов и разных типов клеток, устанавливать причинно-следственные связи; формировать навыки работы с ПК.

Личностно-ориентированные (воспитательные):

Способствовать воспитанию культуры речи; помочь учащимся установить связь между цитологическими знаниями и осознанным выбором здорового образа жизни; способствовать выбору будущей специальности.

УМК «Структурная организация клетки» разработан на основе развивающих технологий; направлен на углубленное изучение строения эукариотической клетки в 10-м классе естественнонаучного профиля; учитывает возрастные особенности учащихся; рассчитан на 9 часов + 3 часа экскурсии. Содержание учебного материала соответствует содержанию стандарта образования в профильной гимназии. УМК является готовым продуктом для усвоения теоретических знаний учащимися в сочетании с навыком их практического применения в жизни, для формирования мотивации изучения биологии в области научного познания мира, представляет учащимся выбор будущей специальности. Содержательная часть УМК рассчитана на базовые знания о клетке, которые дети получили в 9 классе на уроках биологии. Структура УМК представлена в схеме 1.

Схема 1.

Структура учебно-методического комплекта (УМК)


























«Электронное пособие» создано на основе программ OpenOffice.org Impress, удобно в обращении, умещается на одном диске. Мультимедийные презентации используются на уроках при изучении нового материала, на уроке обобщения. Программированное тестирование - на заключительном контрольном уроке.

Изучение темы начинается с основной презентации «Главная», которая содержит титульный слайд с системой навигации по урокам и внеклассным мероприятиям, цель и задачи курса. Ссылка отправляет на первый урок «Цитология – наука о клетке».

^ Урок 1. Цитология – наука о клетке. На вводном уроке презентация носит больше информационный характер. Актуализирует знания об уровнях научного познания мира, дает представление о развитии создания клеточной теории, о месте цитологии в ряде других наук, ее цели и методах изучения. На фоне слайдов разыгрывается «виртуальная встреча» создателей клеточной теории. Есть ссылки на биологический словарь «Электронный микроскоп», «Световой микроскоп».

Используется при объяснении нового материала.
С презентации «Главная» - ссылка на «Строение клетки», где можно выбрать тему для дальнейшего изучения: «Биологическая мембрана», «Цитоплазма», «Строение ядра».

^ Урок 2. Биологическая мембрана. Презентация служит наглядным материалом для восприятия информации о строении клеточной мембраны и транспорте веществ через мембрану. Транспорт веществ особенно сложно воспринимается детьми, видеоролики о поступлении веществ в клетку дают более полное представление об этом процессе. Включены задания на сравнение:

  • биологической и плазматической мембран;

  • архитектурного сооружения парка Гауди и строения биологической мембраны (межпредметная связь).

Используется на этапах изучения и закрепления нового материала.

Урок 3-4. Цитоплазма. Презентация поделена на подтемы, представляющие разные группы клеточных структур. Клеточные структуры объединены в группы по общности строения или выполняемым функциям. С титульного слайда данной презентации по гиперссылке можно отправиться на необходимую для изучения группу клеточных структур. Урок выстроен таким образом, что учащиеся постоянно находятся в поиске причинно-следственных связей между строением и функциями органоидов, рассматривают их взаимосвязанную работу в клетке. В результате у детей формируется целостное восприятие клетки как живого объекта, как структурной, функциональной единицы живых организмов. Слайды своей наглядностью способствуют такому мироощущению. Есть помощник – биологический словарь.

Используется при объяснении нового материала и на этапе закрепления знаний. Рассчитана на 2 часа.

^ Урок 5. Строение ядра. Презентация небольшая по своему объему. Содержит наглядные иллюстрации о строении ядра, хромосом. Строение хромосом особенно сложно усваивается детьми, флэш-ролик «Хромосома» демонстрирует последовательность в строении хромосомы, начиная с нуклеотида. О делении клетки, значении этого процесса в жизни человека расскажет отрывок из фильма «Чудо жизни» Ридерз Дайджест.

Используется при объяснении нового материала и на этапе закрепления знаний.

Из презентации «Главная» можно выйти и на обобщающий урок, который является формой защиты проектной деятельности учащихся, «Влияние факторов среды на клетку».

^ Урок 6. «Влияние факторов среды на клетку». Все слайды оформлены в качестве опоры для публичного выступления, представляют схемы, таблицы, элементы которых появляются постепенно, что помогает при выступлении и способствует лучшему усвоению материала. Информация выступлений учащихся подкрепляется видеороликами: «Поведение здоровой клетки», «Лейкоциты».

Используется детьми во время докладов.

Так же с «Главной» презентации есть возможность перейти на контрольный урок – зачет.

Зачет по теме «Клетка как система органоидов».
Кроме того, с каждой презентации есть возможность выйти на основное содержание и отправится в любой другой раздел. Это особенно ценно для тех учащихся, кто по какой-либо причине пропустил урок или находится на домашнем обучении.

«Методические рекомендации» содержат:

  • разработки уроков с учетом электронного пособия;

  • разработки занятий практикума;

  • полное описание проектной деятельности;

  • рекомендации к проведению экскурсий;

  • дидактические материалы;

  • диагностика «Цветопись»;

  • упражнения на снятие утомления;

  • мониторинг знаний.

УМК представляет системный метод планирования, организации, применения, оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний о строении клетки с учетом человеческих, технологических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения наиболее эффективных результатов; соответствует таким методологическим требованиям, как:

  • концептуальность, т.е. опора на определенную научную концепцию;

  • системность, т.е. целостность, взаимосвязанность частей технологии и соответствие логике педагогического процесса;

  • эффективность, т.е. достижение высоких результатов и оптимальность по затратам;

  • воспроизводимость, т.е. возможность повторения, применения в иных похожих условиях.

Учебные занятия включает в себя сотворчество, сотрудничество педагога и учащихся; диалог равноправных партнеров, основанный на позитивном отношении друг к другу.

Учебный процесс по изучению клетки, выстроенный на основе развивающих технологий, требует специальных форм организации познавательной деятельности учащихся.

Используемые формы и методы организации познавательной деятельности учащихся в данном проекте представлены в схеме 2.


Схема 2.

Основные формы и методы изучения курса

«Структурная организация клетки»






  • Уроки (изучение нового материала, обобщение);




  • Консультации (индивидуальные, групповые);




  • Практикум;




  • Экскурсии (комплексные);




  • Домашняя учебная работа (работа с учебником, чтение дополнительной литературы, подготовка докладов, реферата, сообщений, работа над проектом, изготовление отчетов об экскурсиях, опорных слайдов для выступления).

  • По источнику передачи и восприятия учебной информации:

Рассказ, беседа, драматизация, наблюдение, демонстрация, лабораторная работа.


  • По логике передачи и восприятия учебной информации:

Дедуктивные, индуктивные.


  • По степени самостоятельности и активности мышления учащихся:

    • Репродуктивные: работа с книгой, устное изложение, наблюдение, беседа.

    • Продуктивные: проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский, метод проектов.




Данный УМК может быть использован:

  • учащимися класса естественнонаучного профиля при углубленном изучении клетки, при подготовке к ЕГЭ;

  • старшеклассниками и учащимися, проходящими обучение на дому;

  • учителями биологии на уроках при изучении клетки, а так же в качестве базовой методики при разработке других разделов и уроков.

1.3. Ожидаемые результаты

Разработанный учебно-методический проект «Структурная организация клетки» для 10-го класса естественнонаучного профиля с ИКТ позволит:

  • отразить существенные стороны эукариотических клеток, воплотив в жизнь принцип наглядности;

  • показать необходимость научного мировоззрения;

  • построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения с позиций целостности;

  • развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации;

  • интенсифицировать деятельность учителя и школьника.

^ Реализация учебно-методического комплекта «Структурная организация клетки» успешно осуществлена на базе естественно-математического класса в 2006 году, имеет положительные результаты.

^ 2. Использование ИКТ в разработке УМК

Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии (ИКТ). В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Учебно-методический комплект, обеспечивая реализацию проекта, ориентирован на повышение качества знаний о клетке и на широкое использование учениками в самостоятельной и урочной деятельности ИКТ.

^ 2.1. Варианты использования OppenOffis.org Impress

  • Презентация как форма представления учебного материала

Проведение презентаций на уроке при объяснении нового материала - наиболее эффективная форма представления учебного материала. В них включены различные наглядные средства: фотографии, рисунки статические и динамические, лежащие в одной плоскости и в трехмерном пространстве, анимация и видеоролики, графические элементы. Клетка представляется как система ярких опорных образов, а слайды наполнены структурированной информацией в логической последовательности. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию, как в фактографическом, так и в ассоциативном виде в память учащихся. Уроки становятся более интересными и наглядными, со стороны учащихся повышается уровень активной и осмысленной работы, формируется система мыслеобразов.

      • ^ Презентация по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов:

          • подготовка учениками (самостоятельно) слайдов для сопровождения собственного доклада к уроку «Влияние факторов среды на клетки»;

          • групповая работа по оформлению отчета о посещении ВУЗа;

          • создание фотоальбома «Клетка».

  • Корректировка и тестирование знаний:

          • проведение дополнительных занятий с одаренными детьми;

          • проведение дополнительных занятий для отставших или отсутствующих учащихся, которые могут самостоятельно изучать материал на основе презентаций;

          • работа с тестирующими системами по итогам пройденного материала.

^ 2.3. Использование компьютерного тестирования

Компьютерная тестирующая программа позволяет создавать контрольные тесты. В содержание теста «Строение клетки» учителем включено 23 контрольных вопроса по пройденной теме, в двух вариантах. Тестирование проходит в компьютерном классе. По окончании теста сразу выдается результат, одновременно можно проверить допущенные ошибки. Учитель тут же определяет пробелы в знаниях конкретного ученика, принимает корректирующие меры. Данный тест может выступать как в роли контрольного, так и обучающего.

    1. ^ Использование цифровых образовательных ресурсов

Современный информационный рынок предлагает учителям множество электронных программ, в том числе и программы обучения биологии. Хотелось бы остановиться на нескольких, используемых в разработке данного УМК.

  • «Открытая биология 2,5». ООО «Физикон» 2003

Электронный курс «Открытая Биология 2.5» предназначен для учащихся общеобразовательных учреждений – средних школ, лицеев, гимназий, колледжей. Он может быть использован преподавателями биологии для подготовки к урокам и для самостоятельного изучения биологии и подготовки в ВУЗы учащимися. Программа курса соответствует программе по биологии общеобразовательной школы и содержит большое количество дополнительного материала.

Главное меню освещает список глав и параграфов, оформленных в виде ссылок. С помощью них можно легко перейти к изучению любой части курса, щелкнув мышкой на названии главы или параграфа. Всего курс «Открытая Биология 2.5» насчитывает 12 глав, среди которых есть программный модуль, посвященный цитологии и гистологии.

Глава «Клетки и ткани» представляет собой иллюстрированный учебник. В нем содержится 62 рисунка, фотографии и схемы, которые сопровождают текстовую информацию. Все иллюстрации можно увеличить, нажав на курсор мышкой, кроме того, их можно скопировать в рабочую папку учителя для создания презентаций, фотоальбома, а у учащихся есть возможность красиво оформить творческую работу.

Биография ученых – создателей клеточной теории дается в очень краткой форме, есть портреты биологов.

Особое внимание хотелось бы обратить на интерактивные компьютерные модели, которые помогают при изучении теоретических основ цитологии. «Натрий-калиевый насос» наглядно демонстрирует активный транспорт через клеточную мембрану, возникновение электрического потенциала на мембране. Модель «Полирибосома» показывает как, двигаясь по спирали РНК, друг за другом, каждая рибосома синтезирует белковую цепь, считывая генетическую информацию с одной и той же цепи. Эта модель может быть использована как при изучении темы «Нуклеиновые кислоты», «Синтез белка», так и при изучении структур клетки (функции рибосом). Детям, как правило, бывает сложно представить работу неклеточных структур – мышечных волокон, состоящих из актина и миозина. Модель «Мышечные сокращения» способствует лучшему восприятию процесса сокращения мышечного волокна. «Строение хромосомы» позволяет рассмотреть последовательность построения хромосомы. Ссылки на модели находятся в соответствующих по теме параграфах или в общем списке моделей (загружается после нажатия на кнопку «Модели» в главном меню программы). Таким образом, при изучении темы «Структурная организация клетки» можно использовать 8 интерактивных моделей.

Компьютерный курс «Открытая Биология 2.5» содержит большое количество вопросов и задач непосредственно по изучаемой теме, предусматривающих ввод ответа учеником. Каждое задание представляет собой окно, в котором предлагается тот или иной способ ввода ответа, а также содержатся кнопки, с помощью которых можно проверить ответ или посмотреть правильное решение. В курсе «Открытая Биология 2.5» встречаются несколько видов контрольных заданий, как по заданной теме, так и по всему курсу. Журнал результатов позволяет оценить уровень знаний учащегося по теме.

Важным компонентом данной учебной программы является путеводитель по биологическим Интернет-ресурсам. Учитель или ученик имеет возможность выхода в Интернет на интересующую его страницу или сайт.

Щелкнув мышью на слове ^ Открытый колледж, можно попасть на сервер компании ФИЗИКОН «Открытый колледж». Здесь находятся дополнительные материалы к данному курсу, а также учебные тесты по другим предметам.

  • «1С: Репетитор. Биология»

Учебный материал поделен на разделы. Тема «Клетка» находится в разделе «Общая биология». Текстовый материал представлен достаточно кратко, снабжен ссылками на объяснение понятия, термина, явления или процесса. На странице «Знаменательные даты» из перечня научных открытий можно выбрать те, которые относятся к открытию клетки, созданию клеточной теории. «Справочные сведения» представляют таблицу измерения в биологии (система СИ), которая бывает, необходима при изучении клетки, т.к. размеры клеток, ее структур указываются согласно этой системе. Здесь же даются общие указания для сдачи экзамена по биологии при поступлении в ВУЗ, программа по биологии, в том числе и основные понятия содержания «Основ цитологии».

«Биографические сведения» представляют биографии ученых-биологов достаточно подробно, среди них А. Левенгук, Т. Шванн, М. Шлейден и Р.Вирхов.

«Альбом» есть в каждом разделе, содержит рисунки. Картинки могут увеличиваться в размерах при наведении на них курсором и нажатии мышкой. Кроме этого, при наведении курсором на объект, структуру рисунка появляются указки и обозначения. Структурной организации клетки посвящено 15 иллюстраций, клеточному строению тканей растительного и животного происхождения – 12.

  • «Репетитор по биологии Кирилла и Мефодия»

Данный курс имеет два режима работы: тренировочный и экзаменационный, предназначен для подготовки к экзамену по биологии, насчитывает 1030 вопросов. В разделе «Общая биология» представлено 430 вопросов. «Тренинг» позволит в удобной форме потренироваться в решении тестовых заданий по разделам. О правильности ответа тут же сообщает «преподаватель» (звуковое сопровождение), есть возможность обратиться к «Пояснению», где дается правильный ответ с кратким определением.

«Экзамен» предлагает проверить свои знания (подсказок уже нет). Удобная форма тестирования, в любой момент можно закончить контрольную работу, проверить правильность ответов: итоги появляются в виде таблицы, в которой отмечены верные и неверные ответы, затем вновь продолжить выполнение заданий.

Такие электронные учебники можно и нужно использовать на уроках и факультативах по биологии, во внеурочное время. Работа с ними позволяет решать ряд дидактических задач:

  • усваивать базовые и систематизировать усвоенные знания по предмету,

  • психологически настроить на атмосферу экзамена,

  • тренировать отвечать на задачи и тестовые вопросы,

  • формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием ИКТ,

  • формировать мотивацию к обучению биологии,

  • оказывать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом,

  • обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации, то есть подготовить учащегося к экзамену в кратчайшие сроки, попутно сформировав у него массу полезных общеучебных навыков.

^ 2.5. Анализ Интернет – ресурсов для подготовки к уроку

Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам. Причём не стоит отказываться от посещения англоязычных сайтов, так как на них могут быть очень интересные иллюстрации, которые можно сохранить и использовать при создании мультимедийных презентаций.

За последние 3-4 года значительно увеличилось число информационных ресурсов по всем школьным предметам. На серверах известных фирм производителей CD-дисков представлены проспекты новых программных продуктов для поддержки преподавания биологии. Некоторые из электронных учебников можно скопировать на сетевой диск и сделать доступным для всех пользователей школьной сети. Это позволяет работать с учебными материалами одновременно нескольким учащимся, причём на каждом рабочем месте в своём темпе.

 Электронный учебник по биологии на сервере «Открытый колледж». Содержание учебника приведено на сайте Биология сервера «Открытый колледж» ООО «Физикон» — http://www.college.ru/biologi/

 Газета «Биология» — приложение к газете «Первое сентября» - имеет электронную версию на сайте сервера «Первое сентября» - www.1september.ru/ru/bio.htm

Поиск информации позволил проанализировать Интернет – ресурсы для изучения истории создания клеточной теории, строения и жизнедеятельности клетки:

Ученые – текстовая информация о создании клеточной теории, биография ученых, их достижения в области цитологии, гистологии, портреты ученых, иллюстрации. Источники: http://renesans.narod.ru, http://www.lyceum95.ru

^ Группа ультраструктуры клеточных мембран – методы и оборудование морфо-химического анализа биологических объектов. Источник: elmicro.8m.com

Биология клетки – учебная программа, содержащая текстовую информацию и иллюстрации по истории, методам изучения клетки, жизненному циклу клеток, цитоскелету. Каждый раздел включает тесты для проверки знаний. Источник: www.bioloqy.arizona.edu/cell bio/cell bio.html

^ Строение клетки - учебная программа, содержащая подробную текстовую информацию, иллюстрации, анимации по истории, методам изучения и строению клетки. Источники: Биология 2000 «Обучающие энциклопедии», //schools.techno.ru/, /dooq/bio kletka

Живая клетка – набор анимированных иллюстраций по цитофизиологии животных и растительных клеток. Источник: www.cellsalive.com

^ 2.6.Использование интерактивных средств

Интерактивная доска «SMART». Наличие в кабинете биологии интерактивной доски в настоящее время необходимо. В изучении предмета биологии много объектов, процессов, явлений, которые сложно объяснить, используя словесные и наглядные методы при наличии нескольких статических таблиц.

Наиболее ценным в работе с интерактивной доской являются те программы, которые направлены на развитие и совершенствование у учащихся пространственного мышления и формирования естественнонаучного мировоззрения посредством компьютерного моделирования. В этом случае, программный продукт может выступать как средство наглядной иллюстрации биологических понятий, демонстрации лабораторных работ, моделирование объекта, процесса, например, строение и функциональные особенности клеточных структур. Есть возможность обучающего и контрольного тестирования класса.

^ Цифровой микроскоп удобен и прост в обращении, снабжен насадкой-видеокамерой, проецирующей изображение на мультимедийный экран, имеет максимальную разрешающую способность 300х.

Использование цифрового микроскопа на уроках и практических занятиях по изучению строения клетки позволяет организовать совместное наблюдение за объектом исследования – клеткой, рассмотреть и определить видимые в поле зрения микроскопа структуры.

    1. ^ Организация дистанционного обучения биологии

Создание предметного Web-сайта «Структурная организация клетки» позволяет объединить и разместить необходимые материалы по определенной теме на едином информационном ресурсе, иметь возможность дистанционного обучения.

Организация дистанционного обучения биологии преследует следующие цели:

  • содействие учащимся в организации самообразвания;

  • оказание действенной помощи детям-инвалидам, тем учащимся, которые находятся на домашнем обучении или по болезни вынуждены пропускать занятия;

  • развитие коммуникативных способностей детей в процессе общения с учителем и другими учащимися через средства удаленной связи;

  • развитие умений и навыков пользования сетевыми технологиями у учащихся;

  • создание ситуации успеха учащимся;

  • содействие учителям в организации процесса индивидуализации обучения (работа с отстающими, профильное обучение, проведение различного рода олимпиад, викторин и интеллектуальных марафонов).

В сайт включены несколько разделов, их содержание представлено в таблице 1.

Таблица 1.

^ Web-сайт «Структурная организация клетки»

Раздел

Краткое содержание раздела

«Главная»

Биология - важнейший предмет современной школы в системе естественнонаучного образования, способствующего формированию и обогащению духовного мира человека.

«Новости»

Краткая аннотация разделов сайта. В дальнейшем здесь планируется открыть Форум, где можно будет проводить телеконференции в рамках предмета биологии.

«Теория»

Описание методов изучения цитологии и гистологии, строение клетки в виде таблицы.

«Подготовка к ЕГЭ»


Компьютерный тест в двух вариантах, задания В и С.

«Тренажер»

Занимательная форма тренировочных заданий в виде флэш-роликов.


«Ученые»

Краткая биография ученых, их портреты, современные положения клеточной теории, ее научное обоснование.


«Альбом»

Атлас по цитологии: наглядные изображения различных клеток, клеточных структур.


«Это интересно»

Рак, причины развития этого заболевания. Фотографии опухолевых клеток, схема развития опухолевых клеток.


«Интернет-ресурсы»

Рекомендуемая литература и интернет-ресурсы для углубленного изучения клетки.


«Достижения»


Достижения учащихся на конференциях, их грамоты
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Структурная организация клетки»
Контрольно-методический срез на определение уровня владения учащимися мыслительными оуун

Структурная организация клетки
Какие особенности строения митохондрий привели к увеличению внутренней поверхности ее мембраны?

Учебно-методическое обеспечение Учебники Учебно-методическое обеспечение...
Учебно-методический комплект филиала муниципального общеобразовательного учреждения

Урок 10. Зачет «Клетка как система органоидов»
Цель: создать условия для проверки качества обученности по теме «Структурная организация клетки»

Мбоу «Красинская основная общеобразовательная школа» Учебно-методический...

Учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа»
Каленчук М. Л., Чуракова Н. А., Малаховская О. В., Байкова Т. А. Русский язык. 3 класс

Учебно-методический комплект «структурная организация клетки» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «экономико-правовое регулирование...
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры экономики труда и управления персоналом (протокол №9 от 18...

Рабочая программа учителя английского языка мбоу гимназии №5 г. Владикавказа
О. В. Афанасьева, И. В. Михеева. Учебно-методический комплект имеет гриф Министерства образования РФ для всех учебников, включен...

Учебно-методический комплекс дисциплины
Данный учебно-методический комплекс (умк) разработан для студентов 2 курса очной формы обучения по направлению: 531100 (071300. 62)...

Учебно-методический комплекс по музыке на 2011-2012 учебный год
Наименование учебно-методических пособий в структуре учебно-методического комплекса

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница