Пояснительная записка




Скачать 218.51 Kb.
НазваниеПояснительная записка
Дата публикации19.06.2013
Размер218.51 Kb.
ТипПояснительная записка
odtdocs.ru > Биология > Пояснительная записка
Пояснительная записка

Цель:    раскрыть и развить потенциальные творческие способности, заложенные в ребенке

– воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать

свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
– развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности

Задачи: 

Развивающая: 

Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.

Учебная:

Формировать устойчивый интерес к художественной деятель ности.

Знакомить детей с различными видами изобразительной дея тельности, многообразием художественных материалов и при емами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного примене ния.

Воспитательная: 

Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелатель ное отношение друг к другу.

 ^ Нормативно-правовые документы:

-Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ;2010 г.

-Закона РФ от 10.07.1992 № 3266 -1 « Об образовании ( в редакции Федерального закона от 17.07 2009 № 148 – ФЗ)»

-Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ

^ Сведения о программе:

Программа составлена на основе авторской программы Быковой Г.И. При составлении программы за основу была взята программа “Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства 1–8 классы” под редакцией В.С. Кузина . Огромнейшей задачей является воспитание человека – человека всесторонне и гармонически развитого. Важным здесь является  необходимость эстетического воспитания подрастающего поколения  Преподавание изобразительного искусства просто необходимо. Ведь именно оно раскрывает ребенку мир реально   существующей гармонии, развивает чувство красоты форм и красок окружающего мира, творческие способности и фантазии. Без овладения необходимыми основами изобразительной грамоты не может быть полноценного эстетического воспитания и художественного образования.  Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях творческих часов на базе школ. Открытие в себе не повторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. Помочь детям  в этих  стремлениях призвана программа  «Веселый карандаш»,  которая рассчитана на работу с детьми младшего школьного возраста

^ Информация об внесенных изменениях:

Изменений в программе нет.

Определение места и роли учебного курса

Дополнительная образовательная программа «Веселый карандаш» относится к образовательной области «Искусство», является модифицированной и дополняет школьную программу в сфере освоения графических видов деятельности. При разработке данной программы использовалась типовая программы для образовательных учреждений под руководством Кузина В.С. «Изобразительное искусство», рекомендованная Минобразования РФ.

Особенность программы заключается во  взаимосвязи занятий по рисованию, лепке, аппликации. Изобразительное искусство, пластика, художественное конструрование — наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. И рисование и лепка имеют большое значение для обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения.

Одной из наиболее сложных задач в рисовании – это умение передавать изображаемыми средствами пространственные соотношения. В лепке, например, легче передавать движение, чем в рисовании, в силу пластичности материала. Когда ребенку трудно  сразу представить и изобразить фигуру в нужном положении, он прибегает к лепке, старается прочувствовать форму, и затем полученные знания переносит на бумагу. Такой подход способствует развитию эстетического восприятия, эстетических чувств, формированию образных представлений, воображения, творчества.

В результате у детей воспитывается интерес к художественной творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интересней придумать и как можно лучше выбрать. В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели.

^ Информация о количестве учебных часов :

Программа рассчитана на 1 год обучения, 1 час в неделю Всего 33 часа 

Формы организации образовательного процесса:

Основной формой работы являются учебные занятия. Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.Программа предусматривает  групповую, фронтальную и индивидуальную  формы организации учебной работы с использованием следующих  методов: 

1) По источнику передачи и восприятия знаний:

-словесные (рассказ, беседа),

-наглядные (демонстрация пособий, иллюстраций, показ           технологических приемов),

практические (упражнения, рисование с натуры, рисование на темы, выполнение творческой работы)  

-2) По характеру познавательной деятельности:

-репродуктивные (воспроизводящий)

-частично-поисковые  (выполнение  заданий с элементами творчества);

творческие (творческие задания по видам деятельности).

-3) По степени самостоятельности:

-работа под непосредственным руководством педагога;

-совместная работа;

-самостоятельная работа.

^ Технологии организации образовательного процесса:
–личностно-деятельностная;
–проблемно-диалогическая;
–коллективная;
– проектная деятельность.

^ Механизмы формирования ключевых компетенций

В ходе освоения курса учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности

- развитие художественно-творческих способностей учащихся, зрительно-образной памяти, эмоционально- эстетического восприятия действительности

-освоение знаний об искусстве как способе эмоционально- практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи

- самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации. Интегрирования ее в личный опыт.

^ Виды и формы контроля

Виды контроля: текущий, тематический, промежуточный и итоговый. Формы контроля: индивидуальная работа, фронтальный опрос

.

^ Планируемый уровень подготовки выпускников на конец года:

Учащиеся должны

Знать:

О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях.

О формах предметов и их различиях: овал, круг, треугольник, прямоугольник.

Сочетание холодных, теплых тонов.

Об узорах, орнаменте в полосе.

О сюжетной композиции.

О конструктивном, скульптурном способах лепки.

Уметь:

Составлять композиции из овалов, кругов, прямоугольников.

Изображать маленькое и большое, дальше и ближе.

Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином.

.^ Содержание учебного материала.

Знакомство с искусством              

Виды деятельности: рисование , лепка, декоративное рисование.

Основные понятия: приемы, холодные, теплые тона. Овалы, треугольник, прямоугольник, узоры, сюжетная композиция. Конструктивный способ лепки.

Практическая работа: рисование животных, лепка грибов, птиц, декоративное рисование, краски радуги, орнамент в полосе.

В мире много интересного        

Виды деятельности: аппликация , лепка, рисование.

Основные понятия: скульптурный, конструктивный, модульный способ лепки. Овалы, круги, треугольник, прямоугольник. Животное в скафандре (игровой прием). Творческий подход, фантазия, композиция.

Практическая работа:  лепка животных, коллективная работа (плакат). Рисование наскального рисунка, подводного царства..

Красота в умелых руках        

Виды деятельности: лепка, рисование.

Основные понятия: овалы, круги, треугольник, прямоугольник. Сюжетная композиция, строение головы. Строение человека. Открытка. Роспись, декоративное рисование. Маленькое и большое. Дальше, ближе.

Практическая работа:  поздравительная открытка. Рисование зимнего пейзажа, деревьев, человечков, людей. Лепка, человека, сказочного сюжета. Декоративное рисование вазочек, платка, матрешки.

Весна – Красна                              

Виды деятельности: лепка, рисование.

Основные понятия: композиция из овалов, кругов, прямоугольников. Творческая работа.

Практическая работа: рисование весеннего пейзажа,, попугая.Творческая работа на свободную тему.

.^ Учебно-тематический план  



Тема

Количество часов

1

Знакомство с искусством

9

2

В мире много интересного

7

3

Красота в умелых руках

17

  ^ Знакомство с искусством   - 9 час

1Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.                      Представлять то, чем будем заниматься  на кружке по изобразительному искусству «Веселый карандаш». Чему мы будем учиться на уроках изобразительного искусства. Кабинет искусства — художественная мастерская. Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями

^ 2Краски радуги, акварель. Приемы.Сочетание холодных, теплых тонов.

Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилиномРазличать цвета красок

Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями

^ 3Холодные и теплые краски.Знать ;сочетание холодных, теплых тонов.

Уметь:

Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилиномРазличать цвета красок

Сочетание холодных, теплых тонов.

Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями

4Осень.Уметь:

Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином

Уметь: изображать маленькое и большое, дальше и ближеРассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Создавать композицию на тему

 ^ 5Домашние животные. Рисуем птиц. Цыпленок.Знать:  о предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях.

Уметь:

Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилиномРассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Изображать (декоративно) птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.

^ 6Мои любимые животные (лепка).Знать: о предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях.

О конструктивном, скульптурном способах лепки

Уметь:

Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилиномРассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином).

. 7Колобок.Знать: о формах предметов и их различиях: овал, круг, треугольник, прямоугольник.Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений

^ 8-9Орнамент в полосе.Знать: об узорах, орнаменте в полосе.

Уметь:

Составлять композиции из овалов, кругов, прямоугольников.Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы.

^ В мире много интересного -7час

10Лепка животных. Домашние животные.Практическая работа:  лепка животных (коллективная работа (плакат)..

Уметь:

Изображать маленькое и большое, дальше и ближеРассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином).

^ 11-12Рисование открытки к Новому году .Овалы, круги, треугольник, прямоугольник.

Уметь:

Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилиномПридумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Создавать несложные новогодние

Открытки

^ 13Мои любимые животные.Животное в скафандре (игровой прием)

Уметь:

Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилиномРассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб и т. д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.

^ 14Подводное царство.Уметь:

Составлять композиции из овалов, кругов, прямоугольников.

Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилиномРассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Изображать (декоративно) рыб и т. д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. 15Мои фантазии.Уметь:

Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином

Творческий подход, фантазия, композицияПридумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

16Снеговичок.Уметь:

Составлять композиции из овалов, кругов, прямоугольников.

Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилиномПридумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом.

^ Красота в умелых руках – 17час

17 -18Портрет папы (поздравительная открытка).Уметь:

Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилиномПридумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

^ 19-20Портрет мамы (цветные карандаши).Уметь:

Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилиномРассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

21-22^ Деревья зимой (акварель).Знать: О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях.

Уметь:

Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилиномРассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Любоваться красотой природы.

^ 23-24Веселые человечки.Знать: О формах предметов и их различиях: овал, круг, треугольник, прямоугольник.

Уметь:

Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилиномРассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми.

^ 25-26Мои мечты.Уметь:

Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилиномРассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями

^ 27-28Увлекательный космос.Уметь:

Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилиномРассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.

^ 29-30Жар – птица.Знать: О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях.

Знать: О сюжетной композицииРассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Изображать (декоративно) птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.

^ 31Роспись посуды. Вазочка.Уметь:

Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином

Знать: Об узорах, орнаменте в полосе.Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком.

^ 32Расписной платок, акварель, фломастер.Уметь:

Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином

Знать: Об узорах, орнаменте Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы

33Матрешка.Уметь:

Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином

Знать: Сочетание холодных, теплых тонов. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги.

Литература

  1. .Г Асмолова . Как проектировать учебные универсальные действия в начальной школе. Пособие для учителя . М. “Просвещение”, 2008 г.

  2. Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, О.В. Чиндилова, Т.Д. Шапошникова . Программы духовно-нравственного воспитания и развития в ОС “Школа 2100” .

  3. В.И.Колякина“Методика организации уроков коллективного творчества”, М. “Владос”, 2002 г.

  4. А.Э. Лебедева. Е.Н.Новикова, Г.Н. Тубельская“Жемчужины народной мудрости”,М. “АСТ”, 2000 г.

  5. И. Мосин “Рисуем животных”, М. “Кристалл”, 1998 г.

  6. Гусакова М. А. «Аппликация».  Москва «Просвещение» 1987.

7Гульянц Э. К., Базик И. Я. «Что можно сделать из природного материала». Москва «Просвещение» 1991.

8Халезова Н. Б. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду». Москва «Просвещение» 1984.

9Сарафанова Н. А. «Подарки к праздникам». Москва «Мир книги» 2005.

10Щеблыкин И. К., Романина В. И., Кагакова И. И.  «Аппликационные работы в начальных классах».  Москва «Просвещение» 1983.

11Барта Ч. «200 моделей для умелых рук».  Санкт-Петербург «Кристалл» 1997.

12Ланг И. «Поделки из пуговиц».  Москва «Айрис-пресс» 2006.

.

 

Примерные уровни выполнения задания

Определяется оригинальность ответов. В случае наличия у испытуемого дополнительных картинок он получает дополнительные 2 балла за каждую такую картинку.

Высокий - С 9 лет - более 2 оригинальных фигур, подписей, наличие объединения фигур в целостную картинку (последнее не обязательно). 6-8 лет - более 1 оригинальной фигуры.

Средний - С 9 лет - 1-2 отдельных оригинальных фигуры. 6-8 лет - 1 оригинальная фигура.

Низкий - С 9 лет - 0 оригинальных фигур. 6-8 лет - 0 оригинальных фигур.

  1. Доп





























Календарно- тематическое планирование



Тема урока

Форма контроля

план

факт

^ Знакомство с исскуством 9 часов

1

Вводное занятие

фронтальный







2

Краски радуги

фронтальный







3

Холодные и теплые краски

фронтальный







4

Осень

фронтальный







5

Домашние животные

Фронтальный







6

Мои любимые животные

Фронтальный







7

Колобок

Фронтальный







8

орнамент

Фронтальный







9

Орнамент в полосе

Фронтальный







^ В мире много интересного-6 часов

10

Лепка животных

Фронтальный







11

Новый год

Фронтальный







12

Открытка к празднику

Фронтальный







13

Животные

Фронтальный







14

Подводное царство

Фронтальный







15

Мои фантазии

Фронтальный







16

Снеговичок

Фронтальный







^ Красота в умелых руках-17 часов

17

Папа

Фронтальный







18

Портрет

Фронтальный







19

Мама

Фронтальный







20

Её портрет

Фронтальный







21

Природа зимой

Фронтальный







22

Деревья зимой

Фронтальный







23

Весёлые человечки

Фронтальный







24

Веселые человечки

Фронтальный







25

Мечты

Фронтальный







26

Мои мечты

Фронтальный







27

Космос увлекательный космос

Фронтальный







28

Птица

Фронтальный







29

Жар птица

Фронтальный







30

Вазочка

Фронтальный







31

Расписной платок

Фронтальный







32

Матрешка

фронтальный







33

Роспись матрешки

фронтальный
























Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Учебный план для 1-2 классов моу «Средняя общеобразовательная школа №4»
Пояснительная записка

Пояснительная записка Учебный план для 1 классов моу «Средняя общеобразовательная школа №4»
Пояснительная записка

Пояснительная записка 3 Рейтинг учреждений дошкольного образования...
Дошкольных и общеобразовательных учреждений ржаксинского района тамбовской области

Дипломный проект. Пояснительная записка

Пояснительная записка к курсовой работе принцип

Пояснительная записка к курсовой работе по дисциплине «Теория Автоматов»

Пояснительная записка к курсовой работе хранилища и распределенные базы данных

Пояснительная записка к основной (обще)образовательной программе начального общего образования

Пояснительная записка к курсовой работе по дисциплине «Прикладная механика»
Техническое задание (ТЗ) …

Пояснительная записка к образовательной программе начального общего образования
Рабочие программы учебных предметов  

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница