Игра в мире звуков! Цели: *закрепить конструкцию простого нераспространенного предложения




Скачать 142.51 Kb.
НазваниеИгра в мире звуков! Цели: *закрепить конструкцию простого нераспространенного предложения
Дата публикации24.04.2013
Размер142.51 Kb.
ТипДокументы
odtdocs.ru > Биология > Документы
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ.
Игра «В мире звуков!
Цели: *закрепить конструкцию простого нераспространенного предложения

*уточнить и пополнить предикативный словарь

        • развивать зрительное и слуховое внимание, память

        • закрепить правильное звукопроизношение

Описание игры: игровое поле, на котором представлена картина лета, с объектами, издающими различные звуки. Предлагается рассмотреть картину и определить представленное на ней время года. Дети вспоминают, что бывает летом и находят признаки лета на картине.Нужно угадать, какой предмет издает тот или иной звук. Имитируется звучание ветра, пчелы, комара и т. д. Дети определяют по звуку действие. Например: З -З -З -комар звенит, Ж -Ж -Ж -жук жужжит, Ш -Ш -Ш -ветер шумит.
Игра «Что как звучит?»
Цели: * уточнять и пополнять предикативный словарь

        • развивать зрительное и слуховое внимание, память

        • формировать навык грамотного построения нераспространенного предложения

        • закрепить правильное звукопроизношение

Описание игры: Дети рассматривают игровое поле, дается задание определить, откуда доносится звук тук-тук. Угадавший ребенок снимает с игрового поля подходящую картинку и отвечает: Девочка стучит в дверь: тук -тук.

Выигривает ребенок, собравший наибольшее количество картинок с игрового поля. Затем дети по памяти восстанавливают целостную картину, называют действие и соотносят его со звуком: кап -кап -капает; ква-ква -квакает.
Игра «Что делают предметы?»
Цели: *знакомить детей со словами, обозначающими действия предметов

        • закреплять в речи согласование существительных с глаголом

Описание игры: Педагог объясняет детям, что они ежеминутно совершают действия. Что ты делаешь?- спрашивает педагог ребенка. Сижу, стою, играю и т.д.- отвечают дети. Педагог объясняет, что каждый предмет в данный момент производит какое-нибудь действие. Вот книга. Что она делает? -Книга лежит. Другие предложения дети составляют по аналогии: Стол стоит. Часы идут. Педагог акцентирует внимание детей на вопросе что делает?, а в конце игры спрашивает у них, что обозначают такие слова, как книга, часы, шкаф и т.д.. Дети знают, что это предметы.
Игра «Кто что делал, расскажи...»

Цели: * учить детей отвечать на вопросы: Кто (что)это? Что он (она) делает?

        • закрепить навык согласования существительного с глаголом

        • развивать зрительное, слуховое внимание.

Описание игры: на игровом поле картинки с изображением одушевленных и неодушевленных предметов. Детям предлагается выбрать предмет, правильно задать вопрос Кто (что) это?, Что он (она) делает? Например: Что это? -Это машина. Машина что делает? - Машина стоит, едет, гудит ...и т. д.
Игра «В зоопарке»
Цели: *совершенствовать умение согласовывать в числе глагол с существительным

        • активизировать глагольный словарь

        • закрепить навык составления простого нераспространенного предложения

        • развивать зрительное и слуховое внимание

Описание игры. Педагог предлагает детям отправиться в «зоопарк» и понаблюдать, за тем, что делают животные. Дети рассматривают картину, называют животных, а педагог определяет действия животных. Зебра брыкается. Обезьяна кривляется. Заяц пугается. Тигр отдыхает. Сначала педагог выясняет, названия каких действий дети запомнили. Уточняется значение глаголов брыкается, кривляется, лягается. Затем детям предлагается самостоятельно определить, что делает каждое животное. Далее педагог предлагает детям представить , что животных стало много, и просит назвать их действия еще раз, употребив глаголы во множественном числе.

Игра «Кто больше?»
Цели: * пополнять предикативный словарь

        • закрепить навыки согласования существительного с глаголом

        • совершенствовать навыки образования глагола от существительного

        • развивать зрительное и слуховое внимание, память

Описание игры: Картинки размещаются на игровом поле, детям предлагается выбрать картинку и назвать как можно больше действий, которые способен произвести предмет, изображенный на ней. Например: береза -растет, зеленеет, шумит, качается, сохнет и т. д. Белка -спит, скачет, грызет, запасается и т. д. Выигрывает ребенок, который собрал наибольшее количество фишек (фишка дается за каждое названное действие)
^ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.
Игра «Кто кем был?»
Цель: Развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний. Мы конечно не забыли, кем вчера еще мы были
Цыпленок — яйцом Рубашка — тканью

лошадь — жеребенком Ботинки — кожей

Корова — теленком Дом — кирпичем

Рыба — икринкой Кедр -орехом

Яблоня — семечком Ваза — стеклом

Бабочка — гусеницей Шкаф — доской

Собака — щенком Хлеб — мукой

Кошка -котенком Велосипед — железом

Лягушка — головастиком Дуб — желудем
Игра «Кто кем будет?»
Цель: Развитие мышления, воображения, расширение словаря.

Знаем мы с тобой, что бывает с кем потом.
Ход игры: Ведущий задает вопросы:

Кем (чем) будет- яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной и т. д.

Дети могут дать несколько вариантов ответа. Например: из яйца может быть — птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница.
Игра «Разложи слова»
Цель: образование сложных слов.

Листопад — это листья падают

Ледоход -

Лесоруб -

Рыболов -

Самосвал -

Землекоп -

Пешеход -

Ледокол -

Овцевод -

Водопад -

Теплоход -

Носорог -

Утконос -

Скороварка -

Игра «Сложные слова»
Цель: образование сложных слов

Кофе варит — кофеварка

Землю роет -

Полы трет -

Овощи режет -

Кофе мелет -

Мясо рубит -

Сталь варит -

Долго живет -

Басни пишет -

Сад разводит -

По снегу ходит -

Снег падает -

Огонь тушит -

Сладкое ест -

Мышей ловит -
Игра « Что бывает круглым»
Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных, развитие воображения, памяти.

  1. Что бывает круглым? - мяч, шар, колесо, солнце, яблоко.......

  2. Что бывает длинным? - дорога, веревка, нитка, лента, шнур …......

  3. Что бывает высоким? - гора, дерево, человек, столб, дом, шкаф …...

  4. Что бывает зеленым? - лист, трава, лента, яблоко......

  5. Что бывает гладким? - стекло, зеркало,доска, камень..........

  6. Что бывает сладким? - конфета, шоколад, торт, печенье.......

  7. Что бывает шерстяным? - платье, носки, варежки, перчатки.........

  8. Что бывает колючим? - еж, кактус, роза, иголка, елка, проволока........

  9. Что бывает холодным? - вода, лед, снег, ночь, иней, река, роса.......

  10. Что бывает самым острым? - нож, шило, стекло, ножницы, кинжал....

  11. Что бывает легким? - пух, перо, вата, снежинка.....

  12. Что бывает глубоким? - канава, ров, овраг, колодец, ручей, река..........


Игра «Кто что делает?»
Цель: развитие словаря, развитие зрительного и слухового внимания

Что делает яблоко? - зреет, наливается, созревает, краснеет, опадает, гниет......

Что делает волк? - рыщет, воет, гонится, рычит, загрызает, нападает......

Что делает врач? - лечит, консультирует, назначает, выписывает......
Игра «Собери семью»
Цель: активизация словарного запаса, образование новых слов с помощью суффиксов, развитие памяти, мышления, связной речи.
Медведь лосиха зайчонок

Волк моржиха слоненок

Тигр львица медвеженок

Заяц лисица волченок

Лев слониха моржонок

Лис барсучиха лисенок

Слон медведица тигренок

Олень олениха ежонок

Лось бобриха барсучонок

Бобр ежиха львенок

Еж волчица лосенок

Морж тигрица бобренок

Барсук зайчиха олененок

Козел корова жеребенок

Бык коза поросенок

Баран свинья теленок

Боров лошадь ягненок

Конь овца козленок

Индюк курица индюшонок

Селезень индюшка цыпленок

Петух гусыня гусенок

Гусь утка утенок


Рекомендации по формированию связной речи детей.
Каждый родитель стремиться к тому, чтобы его ребенок вырос гармонично развитым — был крепким и здоровым, умным, хорошо говорил. Начинать заниматься с ребенком нужно с самого рождения. Причем внимание нужно уделять сразу многим вещам — крупной и мелкой моторике, зрительному и слуховому восприятию, речи, интеллекту. С первых дней жизни ребенка должна окружать полноценная речевая среда.

Речь -чудесный дар природы — не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь развивалась правильно, своевременно. Нередко на формирование речи у дошкольников родители не обращают внимания. Но даже в школе небольшие отклонения в развитии могут привести к специфическим ошибкам при овладении письмом. Устранить проблемы с речевыми навыками могут сами родители, но иногда без помощи логопеда не обойтись.

В настоящее время проблема развития речи становится все более актуальной в нашем обществе. Снижается уровень бытовой культуры, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизора, насаждение телевизионной рекламы, западными боевиками и мультфильмами.

Работу по развитию связной речи нужно начинать задолго до поступления ребенка в школу.

1. Накопление словаря по общепринятым темам: «Человек, части тела», «Семья», «Игрушки», «Овощи, фрукты», «Посуда», «Мебель», «Одежда», «Обувь», «Ягоды», «Грибы», «Деревья», «Профессии», «Зима», «Осень», «Весна», «Зимующие птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Перелетные птицы», «Транспорт»

  • накопление словаря (всех частей речи)

  • уточнение значения слов

  • подбор синонимов

  • работа над антонимами

  • развитие словаря признаков (форма предмета, размер, свойства и т. д.)

2. Работа над грамматическим строем речи:

  • согласование слов в предложении

  • употребление сравнений

  • знакомство и употребление в речи загадок, пословиц, поговорок

3. Составление описательного рассказа. Для этого уже накоплен словарь, дети могут грамотно строить предложения. Дети описывают предметы и явления из окружающей их жизни. Необходимо научить детей выделять в предмете существенные признаки, подбирать к описанию точные слова, выражать свое отношение к предмету, грамотно оформлять фразы.

4. Составление рассказа по картине. Ребенок применяет умение описывать предмет, учиться обобщать свои знания, видеть композицию. Ребенок должен не только перечислять предметы на картине и определять характерные признаки, но и объяснять, почему они объеденены,и выразить свое отношение к картине.

5. Составление рассказа по сюжетной картине, закрепляет навыки описательного рассказа. Развивает творческое воображение, пополняет словарь, закрепляет навыки самостоятельного планирования высказывания, расширяет кругозор, формирует связную речь.

6. Обучение пересказу текста. Текст должен быть доступен для понимания, небольшой, с четко выраженной линейной последовательностью, с богатым словарем и образными выражениями.

7. Дети реализуют свои творческие способности: сами составляют рассказы, сказки, продолжают сказку по данному началу и т.д.

Рекомендации по формированию связной речи у детей.
Речь является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребенка. Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы помогает детям овладеть монологической речью, что имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребенка к школьному обучению.

Под связной речью понимают развернутое высказывание, состоящее из нескольких логически связанных между собой предложений, объединенных одной темой. Овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи.

Последовательность работы над связной речью.

  • Воспитание понимания связной речи

  • Воспитание диалогически связной речи

  • Воспитание монологически связной речи:

приемы работы (работа над составлением рассказа-описания; работа над составлением рассказа по серии сюжетных картин; составление рассказа по одной сюжетной картине; работа над пересказом; работа над самостоятельным рассказом.)

^ Приемы работы по формированию связной речи.

  1. Беседа с ребенком с использованием красочных картинок

  2. Чтение рассказов или сказок, после чего следует рассмотреть картинки. Взрослый может задать вопросы по содержанию рассказа для выяснения понимания ребенком причинно-следственных связей (Почему это случилось? Кто в этом виноват? Правильно ли он поступил?)

  3. Необходимо учить ребенка участвовать в беседе (диалог). В беседе расширяется словарный запас, формируется грамматический строй предложения.

  4. При составлении описательного рассказа ребенок овладевает первыми навыками связного изложения мыслей «на одну тему», одновременно он прочно усваивает признаки многих предметов, и следовательно расширяется словарный запас.

  5. Начинать работу с составления рассказа по серии сюжетных картин, расположенных в той последовательности, в какой происходят события. Количество сюжетных картинок в серии постепенно увеличивается, и описание каждой картинки становится более подробным, состоящим из нескольких предложений. В итоге составления рассказа по сериям картинок, ребенок должен усвоить, что рассказ нужно строить в строгом соответствии с последовательностью расположения картинок, а не по принципу «Что первое вспомнилось, о том и говори»

  6. При составлении рассказа по одной сюжетной картине очень важно, чтобы картина отвечала следующим требованиям:

*она должна быть красочной, интересной и привлекательной для ребенка

*сам сюжет должен быть понятен ребенку данного возраста

* на картине должно быть небольшое число действующих лиц

*она не должна быть перегружена разными деталями, не имеющего прямого отношения к ее основному содержанию.

  1. В процессе работы над пересказом у ребенка развиваются и совершенствуются внимание, память, логическое мышление, активный словарь. Ребенок запоминает грамматически правильные обороты речи, образцы ее построения.

При оценке качества детского пересказа важно учитывать следующее:

* полноту пересказа

* последовательность изложения событий, соблюдение причинно-следственных связей

* использование слов и оборотов авторского текста, но не дословный пересказ всего текста

* характер употребления предложений и правильность их построения.
Начинаем говорить.
Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, счастливым, общительным. Ребёнок рождается, не умея говорить. В процессе своего развития он должен овладеть языком, на котором говорят окружающие его взрослые, научиться пользоваться раньше устной, а затем письменной речью.

Ребёнку приходится за немногие годы усвоить всё богатство языка, которое создавалось народом в течение тысячелетий.

Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка.

К сожалению, не каждый ребенок может легко вступать в контакт со сверстниками и со взрослыми. И причины тому могут быть самые разные: природная застенчивость, психологические, физиологические или речевые проблемы. Как правильно оценить состояние речи малыша? Как и когда ребенок должен заговорить? В каких случаях стоит волноваться, а в каких – просто подождать. Как не пропустить момент, когда ему, возможно, потребуется ваша помощь или помощь специалистов? Эти и другие непростые вопросы задают себе те родители, которым не безразлично, каким вырастет их малыши.

Многие родители считают, что не следует вмешиваться в процесс формирования речи, что ребенок подрастет и у него «все само собой исправится», он сам научится говорить. «Нас же никто не учил, – говорят они, – и логопедов никаких не было, и ничего, научились, и они научатся». Это ошибочное мнение! Ни в коем случае не пускайте все на самотек, если вы заподозрили неладное в речевом развитии своего ребенка, лучше перестраховаться и обратиться к специалисту, который возможно развеет ваши сомнения и скажет, что у вашего малыша все в порядке, или даст необходимые рекомендации, которые помогут вовремя скорректировать процесс формирования речи. Для того, чтобы вы смогли правильно оценить уровень речевого развития своего малыша, предлагаем познакомиться с тем, как протекает речевое развитие ребенка в норме.

Понятие нормы в данном случае весьма условно – не существует одного, единого для всех детей возраста, когда они начинают разговаривать, многое зависит от индивидуальности ребенка. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка и под влиянием речи взрослых. Окружающая ребенка социальная и речевая среда является не только условием, но и источником развития речи. Без наличия здоровой языковой среды немыслимо полноценное речевое развитие. Для нормального формирования речи необходима определенная зрелость коры головного мозга и органов чувств ребенка (слуха, зрения, осязания), большое значение имеет психофизическое здоровье ребенка. Речь начинает развиваться практически с первых дней жизни и проходит несколько этапов развития.

Что же должны знать родители о речевом развитии ребенка? Нужно ли обращать внимание на то, когда заговорил ребенок и как он пользуется речью? Нужно ли заниматься с ребенком, если вы видите, что он отстает от сверстников в речевом развитии или ждать, что все произойдет «само собой», «когда-нибудь он научиться говорить»?

Родителям четко надо усвоить простую истину: ребенка необходимо воспринимать как собеседника с момента его нахождения в утробе матери. Очень важно как можно больше говорить с малышом, даже тогда, когда он еще не научился вам отвечать. Помните – он запоминает, что вы говорите и как вы говорите. Именно вашей речью пополняется активный и пассивный словарный запас, а в дальнейшем и связная речь ребенка, которые составляют начальный детский лексикон.

Детская речь, особенно речь детишек первых трех лет жизни из-за физиологического несовершенства звукопроизношения, имеет много особенностей: малыши искажают и пропускают некоторые звуки, какие-то звуки не произносят вообще. Нередко только мама может понять детское бормотание, когда малыш, захлебываясь, очень быстро, проглатывая слоги, делится с ней своими впечатлениями о чем-то для него очень важном или же, наоборот, растягивает слова так, что утрачивается смысл произносимого.

В последние годы резко увеличилось количество детей с задержкой речевого развития и с различными речевыми нарушениями. Родители двухлетнего малыша видят, что сверстники произносят предложение, а их ребенок говорит только «мама», «папа». Родители четырехлетнего малыша видят, что сверстники свободно общаются, а у их ребенка «каша во рту». Почему это происходит именно с моим ребенком? Что делать? К какому специалисту идти? Насколько это серьезно? Подобные вопросы начинают терзать мам, пап, бабушек и дедушек.

Важно разделить два понятия: недоразвитие речи и нарушение речи. Под недоразвитием речи специалисты понимают качественно более низкий уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом. Под нарушением речи подразумевается отклонение от нормы, вызванное изменениями в строении или работе речевой или слуховой системы или задержкой общего психического развития ребенка.

Необходимо насторожиться, если ребенок примерно к 1 году 2 месяцам не повторяет за взрослым слоги и односложные слова («ба», «да» и т.п.), у малыша отсутствует звукоподражание, если в 2 года малыш не строит самостоятельно предложения из двух слов. Нудно бить тревогу, если ребенок в 2 года и 6 месяцев не строит предложение из трех-четырех слов. Именно для того чтобы понять, все ли в порядке с речевым развитием ребенка, родителям следует знать этапы речевого развития ребенка.
Особенно продуктивным и важным является период раннего и младшего дошкольного возраста от 0,8-1 года до 3-4 лет. В течение этого короткого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка. К 3-4 годам его словарь состоит примерно из 800-1000 слов, при этом ребенок практически не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов. Он умеет строить основные виды предложений с соблюдением норм грамматического оформления. Четырехлетний ребенок может пересказать содержание простой сказки, рассказать о своих действиях, проанализировать бытовую ситуацию.

Последовательность появления тех или иных явлений в детской речи определена возрастными нормативами их появления. Следует отметить, что время не является жестко обязательным. Сроки и динамика формирования развития форм речи могут варьировать в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Тем не менее, если в определенный период указанные формы не появляются, или родители видят единичные проявления, это должно их насторожить. Причины нарушения речевого развития, а также признаки благополучного и неблагополучного развития речи у ребенка могут быть различны.

Целесообразно обратиться за консультацией к детскому психологу, который даст вам заключение об уровне психического развития вашего малыша, включающее индивидуальную характеристику сенсорного, двигательного, когнитивного и эмоционального развития ребенка. Недоразвитие каждой из этих сфер может привести к задержке в формировании речи как средства общения — получите консультацию логопеда.

Не откладывайте эту консультацию! Помните, что ваш ребенок может получить необходимую помощь только при своевременном обращении к специалистам. Можно слушать бесполезные советы, что ребенок и так заговорит, а затем все равно столкнуться с проблемой коррекции речевого недоразвития вашего ребенка, но только драгоценное время для раннего развития будет безвозвратно упущено. Ваши первоначальные трудности в организации общения с собственным ребенком могут быть многократно усилены его поведенческим и речевым негативизмом, который проявляется у всех детей ближе к 3 годам.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План-конспект урока тема: «Разделы русской пунктуации. Знаки препинания...
Пунктуация. «Разделы русской пунктуации. Знаки препинания внутри простого предложения»

Тема: «Однородные члены предложения»
Повторить и закрепить знания учащихся об однородных членах предложения, об однородных и неоднородных определениях, о знаках препинания...

Тоска по цели как выражение неверия Богу
В современном мире ни у кого нет абсолютной и гарантированной защиты: ни у президента, ни у министра, ни у депутата, ни у бизнесмена,...

Конспект урока по теме : «Синтаксический разбор простого предложения \ в 5 «А»
План — конспект урока по теме : «Синтаксический разбор простого предложения в 5 «А» кл

«Дифференциация звуков з ж» 2 класс. Цели Коррекционно-образовательные
Оборудование: Снеговик, профили звуков «з-ж», обучаюшая программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно»,предметные картинки(со...

Тема урока Лексика
Уметь выписать предложения из текста, содержащие рамочную конструкцию с обратным порядком слов

Конспект логопедического занятия по теме звуки
Цель: закрепить навыки четкого произношения и различения звуков {з,зь} в слогах,словах,фразах

Урока по русскому языку в 3 классе по программе инос тема урока:...
Тема урока: «Мастерская слова. Виды предложения по цели высказывания» (закрепление)

Хлеб — всему голова Цели
Цели: воспитывать бережное отношение к хлебу; формировать представление о том, как делают хлеб; закрепить представление детей о значимости...

Урок по теме «История Древнего Востока»
Цели урока: 1 повторить и закрепить знания обучающихся по изученному материалу

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница