Доклад на тему: «Развитие мелкой моторики у детей с зпр»




Скачать 40.23 Kb.
НазваниеДоклад на тему: «Развитие мелкой моторики у детей с зпр»
Дата публикации07.04.2013
Размер40.23 Kb.
ТипДоклад
odtdocs.ru > Астрономия > Доклад
ТОГОУ «Отъясская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»


ДОКЛАД

на тему: « Развитие мелкой моторики у

детей с ЗПР».

Подготовила : Арестова Людмила Ивановна

2009г.


Слайд№1
В.Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей - на кончиках пальцев.

Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и её близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «Орган речи» такой же, как артикуляционный аппарат.

Слайд№2
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная память, речь.

Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся

дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы писать, рисовать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

У детей с ЗПР к началу работы с ними многое для развития речи уже упущено. Стимуляция их мозга, в частности, через движения руки, позитивным образом сказывается не только на подготовке руки к письму в школе, но и на развитии речи, а следовательно, и на общем их психическом развитии.
Слайд №3
В первый класс дети поступают с разным уровнем подготовленности. Поэтому первым этапом в своей работе я провожу ознакомление детей с тетрадями. Так , например, в тетради по письму дети знакомятся по следующим темам:

-знакомство с линиями (дети обводят цветным карандашом верхнюю линию строки, нижнюю , рисуют прямую линию по середине строки, зарисовывают межстрочное пространство.);

-письмо палочек симметрично вертикальным косым линиям в тетради;

-письмо зигзагообразных, зубчатых линий;

-рисование орнамента с помощью волнистых линий и петель;

-рисование по контуру предметов и их раскраска;

-штриховка контуров фруктов, ягод, геометрических фигур.

Затем дети пишут элементы строчных и заглавных букв, где каждое занятие сопровождается пальчиковой гимнастикой . Аналогичная работа ведётся в тетради по математике, но только дети осваивают клетчатую разлиновку(обводят клеточки, фигурки по клеткам, срисовывают фигуры по точкам и т.д.).

На втором этапе работы с детьми ,когда происходит обучение письму букв и цифр я также продолжаю работу по развитию мелкой моторики. чтобы помочь детям преодолеть неловкость пальцев рук.
Слайд№4
Психолог и логопед оказывают мне непосредственную помощь в подборе практического материала по проведению пальчиковой и артикуляционной гимнастики на уроках и во внеурочной деятельности. Также мы совместно подбираем упражнения с учётом темы и специфики урока.

Необходимым компонентом на мой взгляд является проведение на уроках самомассажа т.к. он оказывает благоприятное воздействие на развитие движений кистей и пальцев руки .

Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга , а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору ,что предохраняет отдельные её зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Игровой самомассаж используется в виде различных массажных приёмов(поглаживание, растирание, разминание, вибрация).
Слайд№5
Детям младшего возраста нравится проводить массаж рук и выполняют они его с удовольствием. Помимо массажа я провожу следующие виды работ, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:

1)игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками ;

2)специальные упражнения без речевого сопровождения, объединённые в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук;

3)игры и действия с игрушками и предметами (раскладывание палочек, гороха, пуговиц);

4)изобразительную деятельность: лепку из пластилина и солёного теста, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховку, рисование карандашами, красками, разнообразную работу с ножницами, поделки из природного материала и т. д.

В данное время на своих уроках в 1 классе мне часто приходится использовать счётные палочки. Нехитрые задания помогают детям развивать внимание, воображение ,познакомиться с геометрическими фигурами, буквами, цифрами и при этом развивать пальцы рук.

Слайд№6
Детям нравится игры с карандашом, бусами , орехами .Перекатывание пальцами одной руки 2ореха или между двух ладоней –шестигранного карандаша. Всё это оказывает прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие.
Слайд№7
Известно: рука учит мозг - чем свободнее ребёнок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление. Работа кружка «Волшебный клубок» в котором я занималась в прошлом году с детьми 4 класса дала свои положительные результаты: дети научились приёмам вязания, а также развивали мелкую моторику рук. Работа в кружке была разнообразная: ребята вязали по схемам, зарисовывали схемы по собственному замыслу , вызали цепочки и изготавливали из них аппликации ,вязали цветы и осуществляли их сборку. Первоначальные трудности, связанные с недостаточно развитой мелкой моторикой рук , в процессе работы с крючком исчезали, а результаты работы приносили удовольствие и неограниченные возможности для творческого труда.

Работа по развитию мелкой моторики рук является составной частью занятий не только педагога , но и воспитателей, психолога , логопеда .Только совместная работа всех педагогов приносит положительные результаты и оказывает благотворное воздействие на развитие детей с ЗПР.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Работа с бумагой по технике квиллинг со старшими дошкольниками
И для развития моторики у детей старшего дошкольного возраста я использовала технику работы с бумагой — квиллинг. Техника квиллинг...

Непосредственно образовательная деятельность
...

«Мамин праздник»
Цель: гармонизация детско-родительских отношений, общее развитие детей, эмоциональная разгрузка, организация досуга детей и их родителей,...

Как научить ребенка одеваться
...

«Использование бисероплетения для развития мелкой моторики рук»....
Они на практике познакомились с техникой плетения бисерных изделий. Для педагогов доу была подготовлена выставка работ детей, посещающих...

Доклад на тему: «Развитие творческого потенциала обучающихся на уроках...
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных: ведь речь идет о важнейшем условии...

Доклад на тему: «Возникновение арифметики и геометрии»
Развитие математики началось с создания практических искусств счёта и измерения линий, поверхностей и объёмов

Доклад на тему: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики»
Докладчик: Гомоля Галина Владимировна учитель начальных классов моу м. Горьковская сош

План тематического контроля на тему "Социальное развитие детей дошкольного возраста"
Цель: Определить эффективность воспитательно- образовательной работы по социальному развитию детей; выявить уровень сформированности...

Доклад на тему: «Развитие речи младших школьников»
«Основы речевого навыка закладываются в начальной школе: именно здесь дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница