1960 №12 декабрь журнал основан в 1861 году ежемесячный географический научно-популярный журнал ЦК влксм




Название1960 №12 декабрь журнал основан в 1861 году ежемесячный географический научно-популярный журнал ЦК влксм
страница1/13
Дата публикации18.03.2013
Размер1.46 Mb.
ТипДокументы
odtdocs.ru > Астрономия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
ВОКРУГ СВЕТА 1960 №12 ДЕКАБРЬ Журнал основан в 1861 году ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ ЖУРНАЛ ЦК ВЛКСМ Путь в космос Д. МИЦКЕВИЧ, кандидат физико-математических наук Писатели-фантасты со всей доступной художественной литературе скрупулезностью рассказывали, как человек преодолеет силу тяготения Земли и вырвется в просторы вселенной. Фантасты писали о перегрузках во время взлета, о состоянии невесомости, столь необычном для человека, об опасности столкновений с метеорами, о «ловушках» из полей тяготения потухших звезд-гигантов... Все эти детали космического путешествия стали необходимым реквизитом научно-фантастических произведений о полетах в космос. И лишь один, самый важный, пожалуй, вопрос не нашел, на мой взгляд, должного отражения в литературе: «Для чего все это?» «Земля есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели!» — писал К. Э. Циолковский. Это хорошо и верно сказано. Но у человечества, видимо, должны быть веские основания для того, чтобы со временем распространить себя за пределы достаточно уютной колыбели. Можно ли стремление людей к «порыву» в космос объяснить только простой любознательностью? В неудержимом стремлении человека преодолеть силу притяжения Земли и устремиться к неизведанным мирам мы видим глубокую тенденцию жизни упрочить свое положение во вселенной. Циолковский был дерзким, но никак не беспредметным мечтателем. Создавая в тиши своего кабинета планы наступления на космос, он заботился о человечестве в целом. Он предвидел то время, когда человеку будет крайне необходимо расширить пределы своих владений и эти пределы будут перенесены во внеземные просторы. Это расширение границ, согласно Циолковскому, явится необходимым следствием прогресса человечества и следствием глубоких внутренних процессов развития жизни. Еще в 1908 году Циолковский говорил о необходимости создания искусственных спутников Земли, о «маленькой луне», которая должна без повреждения возвращаться на Землю с биологическими объектами, для того чтобы над ними можно было производить научные исследования. Затем Циолковский предвидел многочисленные «поселения» на плеяде искусственных спутников, которые будут непрерывно обращаться вокруг Земли. Эпоха последующей космической деятельности человека условно разбивалась ученым на четыре периода: 1. Использование солнечной энергии для жизнедеятельности людей и для перемещения людей в солнечной системе. 2. Расселение людей во всем пространстве солнечной системы. 3. Грандиозное развитие промышленности, науки, культуры у граждан «Солнечного Братства». 4. Население солнечной системы делается в сто тысяч миллионов раз больше теперешнего земного. Достигается предел, после которого неизбежно расселение по всему Млечному Пути. Рисунок. Перед стартом. Кадры из кинофильма «Дорога к звездам». С точки зрения обоснования целесообразности космических полетов Циолковский является, пожалуй, единственным из многочисленной армии ученых и писателей-фантастов, разрабатывавшим эти проблемы. И Жюль Берн и Уэллс, а еще ранее Уилкинс и Сирано де Бержерак представляли полеты за пределы земной атмосферы, исходя из абстрактных целей: «Ради науки, ради познания, ради выяснения». Но, надо полагать, человека в его стремлении освоить космос ведет отнюдь не праздное любопытство и не погоня только за отвлеченными научными данными. Люди непрерывно распространяют свою власть над природой, познавая ее законы. Знание этих законов позволяет им более стабильно строить свою жизнь, более полноценно распоряжаться духовными и материальными ресурсами. Созидательная деятельность людей с каждым новым поколением становится все более продуктивной. Она достигает удивительных высот, заслоняющих на первый взгляд самого человека. Очень часто, говоря о техническом прогрессе, мы забываем о его творце, его источнике. Мы говорим: «Скорость самолета «ТУ-104» — 900 километров в час», — в то время как можем сказать: «Скорость человека — 900 километров в час». Мы говорим, что радиолокационная станция «видит» самолет на сотни километров, когда в действительности это дальность видения современного человека. Наши наземные радиостанции приняли радиосигналы от искусственного спутника Солнца с расстояния около полумиллиона километров, а это человек распространил на такое расстояние действие своих органов слуха! Мы говорим, что аппаратура на втором луннике сфотографировала невидимую сторону Луны и по телевидению передала изображения на Землю, в то время как было бы правильнее сказать, что туда заглянул человек. Короче говоря, люди непрерывно совершенствуют свои возможности, создавая все новые и новые технические средства. И радиостанции, и средства передвижения, и телескопы, и шагающие экскаваторы — это «приставки» к ушам, глазам, ногам и рукам человека. Так что выход в космос — это естественный результат все убыстряющегося процесса развития и совершенствования техники и в конечном счете результат развития и совершенствования человека. Не случайно мы, восхищаясь замечательными победами наших ученых, конструкторов, всех, кто проторяет дороги в космос, в то же время воспринимаем их успехи как нечто законное, как нечто свойственное нашему социалистическому обществу, свойственное той ступени развития, на которой находится это общество. Процесс непрерывного совершенствования человека не знает границ. Рисунок. Четвероногую космическую путешественницу «собирают» в дорогу. Фото Д. КОЗЛОВА. Именно об этом и думал К. Э. Циолковский, когда он разрабатывал теорию полетов человека в космос. Он понимал жизнь именно как непрерывный, вечно развивающийся процесс, который несовместим ни с какими ограничениями. Глубоко гуманные и прозорливые идеи нашего великого соотечественника приняты на вооружение советскими людьми. Советскому Союзу принадлежит неоспоримый приоритет в создании первой «маленькой луны», о которой мечтал Циолковский. Руки советского человека, вооруженные ракетой, положили на поверхность древнего спутника Земли стальные вымпелы. Глаза советского человека заглянули на таинственную, никем не виданную доселе сторону Луны. Гений советского человека направил в околосолнечное пространство миниатюрную планету. Запуск второго советского космического корабля-спутника явился, безусловно, историческим событием. Началась эра непосредственного освоения космоса человеком. Люди, пославшие гигантский аппарат с животными на орбиту вокруг Земли, совершили подвиг, которым будут восхищаться будущие поколения. Именно они, люди будущего, будут чувствовать острую необходимость «разрабатывать и осваивать» космос, как мы сейчас разрабатываем и осваиваем целинные земли, районы Сибири и Дальнего Севера. Наши потомки отправятся к дальним мирам в поисках новых, еще, возможно, не известных нам, не предугаданных нами источников материальных и энергетических ресурсов, для того чтобы, вернувшись, еще более обогатить, украсить жизнь на Земле. И как мы благодарим первых разведчиков новых земель, так люди будущего будут благодарить советских ученых, инженеров и рабочих, проложивших путь в заатмосферные просторы. Идея распространения жизни в космическом пространстве наиболее ярко выражена в научной программе великого космического эксперимента. Второй корабль-спутник — это, как его назвали западные журналисты, своего рода «Ноев ковчег», вместилище самых разнообразных форм жизни, вырвавшихся из земной колыбели. По воле советских людей жизнь перешагнула за пределы «официальной» биосферы и утвердила себя там, где по всем законам природы ее никак не должно быть. Что же, в сущности говоря, произошло? Не говоря о выдающемся качественном скачке советского ракетостроения, создавшего могучие средства преодоления земного тяготения и решившего огромной важности принципиальную техническую проблему скорости, бросается в глаза главная цель эксперимента: подготовить условия для полета в космос человека. Хотя по научно-фантастическим произведениям мы знакомы с тем, как это будет, мало кто в действительности знает, как это должно быть. Фантасты нередко минуют проблему преодоления живым организмом многократных перегрузок при движении корабля на активных участках траектории; многие авторы рассматривают невесомость не столько как серьезную биологическую проблему, а скорее как основу для юмористических ситуаций; о радиационной опасности для путешественников всерьез почти нигде не упоминается... Теперь мы знаем, как сложна проблема возвращения межпланетного корабля на Землю. Стало ясно, что питание человека во время полетов в космос должно обеспечиваться не столько огромными запасами продовольствия, воды и воздуха, сколько естественными, протекающими в корабле биохимическими и биофизическими циклами, подобными тем, которые протекают на наших глазах в масштабах Земли. Электрическая энергия, необходимая для питания многочисленной и сложной аппаратуры управления и связи, должна черпаться не столько из запасенных химических источников, сколько непосредственно из пространства, в котором космический корабль движется. Многие технические проблемы были решены после экспериментов со спутниками и лунниками. Эксперимент, поставленный на втором космическом корабле, является принципиально новым. Его назначение — выяснить условия существования жизни вне Земли. Жизнь вне Земли! Это звучит парадоксально и одновременно волнующе, потому что жизнь вне Земли означает жизнь во вселенной. В связи с этим возникает сразу же миллион вопросов и проблем, глубина которых может сравниться лишь с глубинами самой вселенной. Жители Земли не претендуют на какое-то исключительное положение в галактических просторах. Мы допускаем, что существуют и другие планеты, населенные мыслящими существами, и не исключена возможность, что какие-то не известные нам существа опередили нас и в научном и в техническом развитии. Может быть, они давно совершили то, к чему мы только сейчас приступаем, и на своих космических кораблях бороздят просторы космоса. Может быть, они, как писал Циолковский, уже давно «расселяются по всему Млечному Пути». Было бы наивно думать, что сейчас уже полностью созрели условия для полета человека на Луну или на Мэре. Завоевание околосолнечного пространства будет происходить, как писал Циолковский, «сначала робко», но эта робость не имеет ничего общего с боязливостью: просто мы должны быть твердо уверены, что путешествие не будет рискованным. Рекламный авантюризм американского образца чужд советской науке. Вот почему первыми путешественниками в заатмосферное пространство были животные. Благодаря им ученые получили возможность исследовать обширный комплекс вопросов, касающихся условий существования живых организмов вне Земли. И только после того как влияние космоса на жизнь будет полностью изучено, а для нейтрализации вредных влияний будут найдены надежные средства, в путь отправится человек. И первый полет, вероятно, будет лишь предварительной разведкой для дальнейшего, более глубокого поиска. Трудно сейчас предсказать, когда и какой конкретной деятельностью в ближайший исторический период будут заниматься люди в космическом пространстве и на других планетах. Может быть, целью «космических геологов» будут поиски полезных ископаемых. Очень вероятно, что в космосе найдется много дел для «космических связистов», которые установят ретрансляционные станции для телевидения и телефонии на искусственных спутниках, или на Луне, или на Марсе. Какой бы ни была деятельность людей в космическом пространстве, она будет целенаправленной, и ее назначение — сделать жизнь человека на Земле еще более красивой и радостной. Нет сомнения, что эпоха коммунизма будет одновременно и эпохой великого завоевания космоса. Только коммунистическому обществу под силу решать задачи, масштабы которых выходят далеко за рамки земного шара. И эта деятельность будет иметь своим назначением удовлетворение непрерывно растущих материальных и духовных потребностей людей. С полетом и возвращением на Землю второго советского космического корабля это замечательное время к нам ощутимо приблизилось. И, может быть, не за горами тот день, когда мы услышим о полете отважного космонавта, который, вернувшись на Землю, скажет всем нам: «Путь в космос открыт!» На вкладке: Обгоняя время, космический корабль летит к звездам. (Кадр из фильма «Дорога к звездам»! Робинзоны космоса Франсис Карсак, французский писатель.
Рисунки Н. Гришина ^ Главы из фантастического романа Фантазией автора небольшой клочок французской территории вместе с его немногочисленными обитателями оказался перенесенным на планету Теллус, в иную галактику. В публикуемых главах герои романа выходят за пределы «земной» территории и знакомятся с неведомым миром. Роман Ф. Карсака «Робинзоны космоса» вышел в издательстве «Галлимар» в Париже и печатался в газете «Юманите». ЭКСПЕДИЦИЯ Я изложил давно задуманный план на заседании совета. — Сумеете ли вы,— обратился я к Этранжу, — переделать грузовую машину в своего рода легкий броневик с дюралевой броней и башней для станкового пулемета? Это необходимо для исследования Теллуса. — А для чего вообще нужно такое исследование? — вмешался Луи. — Очень нужно. Ты знаешь, что сырья у нас в обрез. Железной руды едва хватит на пару лет, и то если мы будем экономить. Нас окружают болота и степь, где рудные выходы искать очень сложно. Нам надо добраться до гор. Кстати, там мы, может быть, найдем и леса, которые дадут нам дешевую древесину. иначе мы скоро вырубим здесь все деревья, а их и так осталось немного. Может быть, мы встретим полезных для нас животных, может, отыщем уголь — кто знает? А может быть, найдем место, где нет гидр. Вряд ли они улетают далеко от своего болота. План экспедиции был утвержден единогласно. Этранж дал рабочим указания приступить к переделке грузовика. Заново перебрали весь мотор и ходовую часть: в моем распоряжении должна была оказаться достаточно мощная боевая машина, которой не страшны никакие гидры. Тем временем я продолжал подбирать экипаж. У меня уже был список на шесть человек: «Начальник экспедиции и геолог — Жан Бурна; заместитель начальника — Бреффор; зоолог и ботаник — Вандаль; штурман — Мишель Соваж; геологоразведчик — Бедьтер; механик и радист — Поль Шеффер». Оставив незаконченный список на столе, я куда-то вышел, а когда вернулся, внизу смелым почерком Мартины было приписано: «Санитарка и повариха — Мартина Соваж». И вот настало утро голубого дня, когда мы заняли свои места в машине. Я был взволнован, счастлив и распевал во все горло. Мы проехали мимо развалин, потом вдоль полотна узкоколейки по новой, едва намеченной дороге, выбрались к руднику и двинулись дальше, в степь, по серой теллусийской траве. Сначала то здесь, то там еще попадались земные растения, но вскоре они исчезли. Через час последняя колея, самая крайняя точка, до которой мы доезжали во время наших разведок, осталась позади. Перед нами была неведомая планета. Легкий западный ветерок волновал траву, и она с сухим шелестом ложилась под колеса грузовика. Почва была твердой и удивительно ровной. Серая степь расстилалась вокруг насколько хватает глаз. На юге по небу плыли редкие белые облачка, «обыкновенные облака», как заметил Мишель. В полдень мы остановились и первый раз позавтракали «под сенью грузовика», как выразился Поль Шеффер, сенью скорее воображаемой, чем реальной. Хорошо еще, что нас освежал слабый ветерок. Мы весело попивали винцо, когда трава рядом с нами вдруг зашевелилась и оттуда выскочила огромная плоская «гадюка». Не дав нам опомниться, она ринулась вперед и впилась прямо в левую переднюю шину грузовика, которая тотчас начала с шипением оседать. — А, чтоб тебя! — выругался Поль, прыгнул в кабину и выскочил обратно с топором в руках. — Не испортите ее, прошу вас! — кричал Вандаль, но Поль уже одним ударом рассек змею. — Должно быть, эта добыча показалась ей суховатой, — проговорил Мишель, пытаясь разжать челюсти «гадюки». Для этого понадобились клещи. Размонтировав шину, мы убедились, что желудочный сок этой твари обладает невероятной силой: резина сморщилась, а корд вокруг прокола растворился бесследно. — Прошу прощения, — Мишель повернулся к останкам плоской змеи. — Я не знал, мадам что вы можете переваривать каучук! К концу третьего дня мы про ехали 650 километров и заметно приблизились к горам. Местность менялась: теперь вокруг были цепи холмов, вытянутые с юго-запада на северо-восток. Между двумя такими цепями мне удалось сделать очень важное открытие. Уже вечерело. Мы остановились у подножия красноватого глинистого холма, на котором даже трава не росла. Захватив автомат я вылез из грузовика и отправился прогуляться. Шел я не торопясь поглядывал время от времени на небо и раздумывал над тем, можно ли применять на Теллусе законы земной геологии. Когда я уже склонялся к положительному ответу, мне почудилось в воздухе что-то странное и очень знакомое. Я остановился. Передо мной было небольшое маслянистое болотце со скудной растительностью: из воды, затянутой радужной пленкой, торчали кое-где пучки рыжей, ржавой травы. Я чуть не подскочил: от болотца тянуло нефтью! Я приблизился. Там, где болото слегка вдавалось в берег, на поверхность вырывались пузырьки газа. От огня зажигалки они легко вспыхивали, но это еще ничего не доказывало: обыкновенный болотный газ тоже горит. Но радужная пленка... По всем признакам, здесь была нефть, и, очевидно, на незначительной глубине. Значит, мы сможем ее добывать. Сразу же за цепью холмов перед нами предстала могучая горная гряда со снеговыми вершинами. Центральная была особенно хороша! Ее гигантские размеры поражали глаз. Черная как ночь под ослепительной снежной шапкой, эта гора стояла на равнине огромным конусом. Теперь мы держали курс на черного великана. Мишель сделал прикидку, быстро вычислил его высоту и даже присвистнул: — Ого! Не меньше двенадцати тысяч семисот метров! Сначала мы двигались к подножию Пика Тьмы без происшествий, но вдруг перед нами возникло почти непреодолимое препятствие. Местность резко пошла под уклон, и мы увидели внизу, в долине, реку. Не очень широкая, всего метров двести, она была глубока и стремительна, с черной жуткой водой. В память о родном крае я назвал ее Дордонь. Гидры вряд ли могли обитать в ее быстрых водах, но на всякий случай следовало держаться настороже. Мы двинулись вверх по течению, надеясь отыскать более подходящее место для переправы, и к вечеру неожиданно достигли истоков реки: уже глубокая и полноводная, она вытекала из-под известнякового обрыва, поросшего кустарником. Нелегко было провести машину по этому скалистому мосту, заваленному крупными обломками и пересеченному рытвинами, но в конце концов нам это удалось. По противоположному берегу мы спустились немного ниже и повернули теперь уже прямо к Пику Тьмы. Широкие потоки застывшего вулканического стекла, обсидиана, спускались к самому подножию горы. К одному из них я подошел, не подозревая, что меня здесь ждет. Куча обсидиановых осколков лежала на выступе. Один из них чем-то привлек мое внимание. Казалось, он был искусно обколот по форме лаврового листа. Точно такие же наконечники для стрел изготовляли на Земле наши далекие предки в доледниковую эпоху.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1960 №6 июнь журнал основан в 1861 году ежемесячный географический...
Вокруг света 1960 №6 июнь журнал основан в 1861 году ежемесячный географический научно-популярный журнал ЦК влксм

1960 №1 январь журнал основан в 1861 году ежемесячный географический...
Январь журнал основан в 1861 году ежемесячный географический научно-популярный журнал ЦК влксм

1960 №10 октябрь журнал основан в 1861 году ежемесячный географический...
Октябрь журнал основан в 1861 году ежемесячный географический научно-популярный журнал ЦК влксм

Путешествие-подвиг по приказу семилетки река потечет вспять
Вокруг света 1960 №7 июль журнал основан в 1861 году ежемесячный географический научно-популярный журнал ЦК влксм

4 апрель
Журнал основан в 1861 году ежемесячный географический научно-популярный журнал ЦК влксм

Рассказ о мелиораторах Полесья. «Мир моих открытии»
Вокруг света №12 декабрь 1964 Журнал основан в 1861 году. Ежемесячный географический научно-популярный журнал ЦК влксм в этом номере:...

10 октябрь 1964
Журнал основан в 1861 году ежемесячный географический научно популярный журнал ЦК влксм

Рассказ южноафриканского писателя
Журнал основан в 1861 году ежемесячный географический научно-популярный журнал ЦК влксм

Имени вождя
Апрель журнал основан в 1861 году ежемесячный географический научно-популярный журнал ЦК влксм

Содержание
Вокруг света 1960 №5 май журнал основан в 1861 году ежемесячный географический научно-популярный журнал ЦК влксм содержание труд,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
odtdocs.ru
Главная страница